Поиск по сайту:
Итоги Межрегиональной онлайн-конференции «Место и роль тактильных изданий в формировании целостной картины мира у людей с проблемами зрения»
Тульская областная специальная библиотека для слепых приглашает к сотрудничеству мастериц и волонтеров для изготовления тактильных книжек для маленьких детей с нарушениями зрения.
Обращаться по телефону:
8(4872) 41-66-14
8(4872) 41-03-36
Электронный адрес: Tosbs@tularegion.ru
Мы в социальных сетях - присоединяйтесь!
ВКонтакте Twitter Odnoklassniki Youtube

Итоги Межрегиональной онлайн-конференции «Место и роль тактильных изданий в формировании целостной картины мира у людей с проблемами зрения»

28.10.2021 15:41:00

28 октября 2021 года состоялась Межрегиональная онлайн-конференция «Место и роль тактильных изданий в формировании целостной картины мира у людей с проблемами зрения», организованная Тульской областной специальной библиотекой для слепых в рамках мероприятий Российской библиотечной ассоциации (Секция библиотек, обслуживающих инвалидов).

В работе конференции приняли участие более 70 специалистов, представляющих библиотеки различного уровня, а также образовательные и медицинские организации из разных регионов России, охватывая практически всю географию страны от Санкт-Петербурга до Сахалина, от Архангельска до Крыма.

Ведущей конференции выступила заместитель генерального директора Регионального библиотечно-информационного комплекса – заведующая обособленным структурным подразделением «Тульская областная специальная библиотека для слепых» Е.Н. Брешенкова.

Были заслушаны следующие доклады:

  • «Необходимость и возможности применения в тактильных книгах новых технологий и инноваций» - С.М. Максименко, главный библиотекарь отдела организационно-методической, научно-исследовательской и редакционной работы Российской государственной библиотеки для слепых.

  • «Научно-методические аспекты в технологии создания тактильных книг» - Р.В. Феоктистова, методист детского отдела Санкт-Петербургской Государственной специальной центральной библиотеки для слепых и слабовидящих.

  • «Тактильная книга как средство развития для особых детей» - О.Л. Шеренцис, главный библиотекарь отдела библиотечного обслуживания граждан с ограничениями жизнедеятельности Кировской ордена Почёта государственной универсальной областной научной библиотеки им. А.И. Герцена.

  • «Трогательные миры незрячих детей: опыт Башкирской республиканской специальной библиотеки для слепых» - Т.С. Резяпкина, главный библиотекарь отдела организации досуга Башкирской республиканской специальной библиотеки для слепых им. М.Х. Тухватшина.

  • «Отображение реальности через сказочную картину мира в тактильных книгах» - А.Т. Валеева, редактор Республиканской специальной библиотеки для слепых и слабовидящих Республики Татарстан.

  • «Тактильная книга как средство познания мира: опыт Самарской областной библиотеки для слепых по проведению познавательно-игровых занятий для детей с патологиями зрения» - Н.М. Шапко, ведущий методист Самарской областной библиотеки для слепых.

  • «Тактильные рукодельные книги и дидактические пособия: опыт Владимирской области» - Н.Ю. Мартынова, заведующая методическим отделом Владимирской областной специальной библиотеки для слепых.

  • «Дидактические игры для развития тактильных ощущений» - О.В. Маренкова, воспитатель государственного образовательного учреждения Тульской области «Ефремовская начальная школа».

  • «Вместе делаем добро: опыт сотрудничества с Тульским педагогическим колледжем по созданию тактильных рукодельных изданий для детей с ОВЗ» - Т.В. Демидова, заведующая сектором культурно-просветительной деятельности для детей с ОВЗ Тульской областной специальной библиотеки для слепых.

Теория и практика доказывают, что тактильные книги способствуют ускоренному общему развитию детей, социально-бытовой ориентировке, знакомству с миром человеческих отношений, усвоению правил поведения и общения.

Большую роль в этом играют книги, знакомящие с окружающим миром природы, быта, а также книги с краеведческим аспектом, комплексные издания на разных языках.

Специалисты отмечают, что для большей эффективности использования тактильных книг является привлечение самих юных читателей к выпуску таких изданий. Дети рассказывают, какие бы книги им было интересно прочитать, с какими сюжетами и персонажами познакомиться.

В арсенале средств создателей тактильных книг в библиотеках все чаще встречаются технологии 3-D моделирования и печати.

Среди современных тенденций создания рукодельных дидактических пособий большую роль играет привлечение волонтеров, например, из числа студентов педагогических вузов и колледжей. Будущие педагоги-дефектологи и психологи уже на этапе освоения специальности участвуют в практике изготовления и применения тактильных пособий для детей с нарушениями в развитии. Под контролем опытных специалистов и экспертов они учатся подбирать и сопоставлять материалы, правильно оформлять книги и выстраивать методику работы с ними.

В работе по созданию тактильных книг важно межведомственное сотрудничество с организациями образования, медицины, социального обслуживания, а также взаимодействие с семьями, воспитывающими детей с особенностями развития.

Книги, создаваемые специалистами российских библиотек, признаны среди лучших в мире, получают призы и награды в международных конкурсах.

Участники конференции едины во мнении, что стратегия развития специальных библиотек для слепых должна включать такое важное направление, как создание тактильных рукодельных книг с учетом передового опыта российских и зарубежных коллег, а также активное и всестороннее их использование.

Рекомендации
Межрегиональной онлайн-конференции
«Место и роль тактильных изданий в формировании целостной картины мира у людей с проблемами зрения»
(проект)

28 октября 2021 года в г. Туле состоялась Межрегиональная онлайн-конференция «Место и роль тактильных изданий в формировании целостной картины мира у людей с проблемами зрения» Она была организована, в рамках мероприятий РБА (Секция библиотек, обслуживающих инвалидов).

В работе конференции приняло участие более 70 специалистов, представляющих специальные библиотеки для слепых, универсальные научные библиотеки и муниципальные библиотеки, а также организации и учреждения, работающие с детьми с ограниченными возможностями.

Участники онлайн-конференции познакомились с современными тенденциями в области создания тактильных рукодельных книг и дидактических пособий, а также с их использованием в практической деятельности региональных спецбиблиотек и специальных коррекционных учреждений. Особое внимание было уделено использованию тактильных рукодельных книг с целью адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями.

По итогам работы участники онлайн-конференции констатируют, что тактильные рукодельные книги способствуют ускоренному развитию зрительного восприятия, ориентировке на микроплоскости, социально-бытовой ориентировке, развитию зрительных функций.

Эти книги можно использовать как часть тифлопедагогических занятий. Одновременно обследуя объемные предметы и их изображения, ребенок обучается целостному восприятию этих предметов и действиям с ними, учится анализировать, сравнивать, объединять признаки и свойства.

Тактильные рукодельные книги способствую знакомству с миром общения и человеческих отношений, усвоению правил поведения, развитию памяти, мышления, речи, внимания. Создание проблемных ситуаций на страницах данных книг дает возможность ребенку самостоятельно искать решения и делать выводы. Занятия по этим книгам помогают корригировать нарушения познавательной и коммуникативной деятельности детей с нарушением зрения.

Стратегия развития специальных библиотек для слепых неразрывно связана с освоением и внедрением в библиотечную практику издания тактильных рукодельных книг с учетом передового опыта российских и зарубежных коллег, а также активное и всестороннее их использование.

Исходя из этого, участники конференции принимают следующие рекомендации:

В адрес органов исполнительной власти на местах:

  1. Обеспечить организационную и финансовую поддержку процессов изготовления тактильных рукодельных книг на базе специальных библиотек с использованием российского и зарубежного опыта.

  2. Способствовать обучению сотрудников библиотек, занимающихся выпуском тактильных рукодельных книг и дидактических пособий (участие в различных конференциях, семинарах-практикумах, школах передового опыта).

В адрес региональных библиотек, обслуживающих детей с ограниченными возможностями (в том числе с нарушением зрения):

  1. Проявить инициативу и заинтересованность в освоении издания тактильных рукодельных книг и дидактических пособий и их использования в реабилитации детей с ограниченными возможностями.

  2. Отслеживать основные тенденции в развитии специальной психологии и коррекционной педагогике, а также в разработке новых направлений издания тактильных рукодельных книг и дидактических пособий, используя различные источники информации: публикации в профессиональной печати, в сети Интернет, материалы конференций, семинаров, общение с коллегами, и учитывать их в своей работе.

  3. Привлекать к сотрудничеству различные организации и учреждения для совместного издания тактильных рукодельных книг и дидактических пособий.

  4. Привлекать к процессу разработки и изготовления тактильных рукодельных книг и дидактических пособий специалистов: тифлопедагогов и тифлопсихологов, руководителей кружков декоративно-прикладного искусства в домах детского творчества, школах искусств, преподавателей труда в центрах образования, мастеров декоративно-прикладного искусства, волонтеров, а также инвалидов по зрению.

  5. Использовать современные технические возможности для издания тактильных рукодельных книг и дидактических пособий (термоаппараты, Брайлевский принтер, 3D принтер, ламинатор и др.).

  6. Повысить эффективность использования тактильных рукодельных книг и дидактических пособий, своевременно обеспечивая индивидуальные и групповые информационные потребности детей с ограниченными возможностями.

В адрес Российской государственной библиотеки для слепых:

  1. Осуществлять мониторинг состояния и основных направлений издания тактильных рукодельных книг и дидактических пособий.

  2. Принимать участие в экспертизе новых разработок по изданию тактильных рукодельных книг и дидактических пособий и способствовать внедрению в практику перспективных направлений их создания, в наибольшей степени соответствующих потребностям пользователей.

  3. Активно содействовать корпоративному взаимодействию на основе использования имеющихся ресурсов, вовлекая в него возможно большее число заинтересованных библиотек сети.

  4. Оказывать организационную поддержку и методическую помощь специальным библиотекам для слепых в решении вопросов издания тактильных рукодельных книг и дидактических пособий.

Просим предложения, замечания и дополнения к Рекомендациям писать в комментариях к данной статье на сайте или присылать на почту библиотеки tosbs@tularegion.ru

Видеозапись конференции:


Тульская областная специальная библиотека для слепых благодарит всех участников конференции, желает творческих успехов, новых проектов и инноваций в деле создания и использования тактильных книг и дидактических пособий и надеется на продолжение плодотворного сотрудничества.




Похожие статьи:



Возврат к списку

Оценка пользователей:
(0)

Добавить комментарий


Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Год культурного наследия народов России.jpg

госуслуги.jpg

Календарь событий

Январь 2021

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31