Рекомендации по организации музея в библиотеке
(материалы к мастер-классу)
Симакова Людмила Анатольевна,
старший научный сотрудник
Архангельского областногокраеведческого музея
Основанием для разработки данных рекомендаций послужили: Федеральный закон от 26.05.1996 ФЗ-54 «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», «Инструкция по учету и хранению музейных ценностей» 1984 г., Областной закон от 16.12.2011 № 405-27-ОЗ «О музеях и музейном деле в Архангельской области, «Модельный стандарт деятельности музея муниципального образования Архангельской области» 2007 г., другие федеральные законы и нормативные акты.
1. ОСНОВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЕЯ
В Уставе библиотеки должно быть обозначено право библиотеки заниматься музейной деятельностью, а именно: комплектовать музейную коллекцию, организовывать выставки, проводить экскурсии.
Положение о музее
Определяет деятельность музея как структурного подразделения библиотеки. Положение может включать следующие разделы:
• общие положения;
• основные цели и задачи;
• функции музея;
• права музея;
• компетенция руководителя музея;
• ликвидация музея.
Внимание! В Положении обязательно указывается, в какой муниципальный или государственный музей передается музейная коллекция после ликвидации музея.
Должностные обязанности
Определяют права и обязанности сотрудника, отвечающего за деятельность музея.
Приказ по учреждению «Об организации музея»
В приказе утверждаются Положение о музее, назначается сотрудник ответственный за организацию деятельности музея, его должностные обязанности и оплата труда.
Положение о Совете музея
Рекомендуется создать Совет музея как орган, определяющий его деятельность. В него войдут люди заинтересованные в создании и развитии музея. Деятельность Совета определяет Положение, которое также утверждается приказом руководителя учреждения.
2. РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ МУЗЕЯ
Концепция музея – это научно-обоснованная программа деятельности и развития музея, т.е. это формулировка взглядов создателей музея на то, каким он должен быть. В концепции дается анализ существующей ситуации, обосновывается необходимость создания музея и имеющиеся ресурсы:
• определяется профиль музея;
• формулируется миссия музея;
• формулируются функции музея и методы их реализации;
• определяется принципы формирования музейной коллекции;
• определяется тематика экспозиции и место ее размещения;
• потенциальные партнеры музея;
• потенциальные посетители музея;
• этапы создания музея;
• сметно-финансовое обоснование;
• профиль музея (он может быть мемориальным, художественным, историческим, литературным, техническим, краеведческим и т. д.). От формулировки будут зависеть функции музея, программа комплектования фондов, экспозиционная и просветительская работа;
• миссия музея: краткая (в двух-трех предложениях) формулировка предназначения данного музея.
На основе Концепции разрабатываются заявки, проекты, обращения к спонсорам и благотворителям по вопросам финансирования и оказания материальной и иной помощи музею.
3. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ МУЗЕЙНОЙ КОЛЛЕКЦИИ
• Возмездное и безвозмездное приобретение у частных лиц и организаций предметов, документов и иных материалов в соответствии с целями и задачами (концепцией) музея. В обязательном порядке составляется двухсторонний Договор (Приложение 1), в котором перечисляются все принимаемые предметы, документы и материалы.
• Экспедиционные сборы.
• Изготовление копий, муляжей, макетов, моделей на предметы или приобретение их. Составляется договор на изготовление и техническое задание.
• Копирование документов и фотографий из фондов архивов и других музеев. На копиях обязательно указываются учетные обозначения архива или музея.
• Копирование из газет, журналов, книг, Интернета. Обязательно указываются исходные данные.
Внимание! В негосударственных публичных музеях запрещается хранить и экспонировать государственные награды, оружие и боеприпасы, предметы из драгметаллов.
Внимание! Музейные коллекции не входят в состав имущества, отражаемого на балансе библиотеки.
Внимание! При приобретении предметов в музей необходимо их тщательно осматривать. Есть опасность заражения деревянных предметов древесным жучком, шерстяных – личинками моли, бумаги и тканей плесневым грибком. Иногда лучше отказаться от приобретения, чем получить очаг заражения и погубить всю коллекцию. В любом случае эти предметы подлежат изоляции.
4. УЧЕТ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ
Все предметы, фотографии, документы и иные материалы, поступившие в музей, подлежат обязательному учету в Книге поступлений основного фонда (Приложение 2) или в Книге учета научно-вспомогательного фонда (Приложение 3).
В Книгу поступлений основного фонда (Приложение 2) записываются подлинные вещественные, изобразительные и письменные памятники, киноматериалы, фонозаписи (на не цифровых носителях), естественнонаучные материалы, способные к длительному хранению (минералы, чучела, палеонтологические останки и тп.), а также модели, макеты, точные копии утраченных предметов.
В Книгу учета научно-вспомогательного фонда (Приложение 3) записываются различные воспроизведения (фотокопии, ксерокопии, цифровые копии, карты и схемы, муляжи, макеты, модели, изготовленные для выставок), естественнонаучные образцы не подлежащие длительному хранению (гербарии, зерновые, плоды и т. п.). Также могут записываться подлинные предметы, требующие более длительного времени для их атрибуции, или предметы плохой сохранности.
Рассмотрим Книгу поступлений основного фонда.
Графа 1. (№№ п/п). Номера записываются по порядку. Это основное учетное обозначение для данного предмета, которое обозначает его принадлежность к данному музею и наносится на сам предмет. В ряде случаев номер будет иметь дроби (например: 167/1). С дробями записываются комплекты, каждый предмет из которого может экспонироваться отдельно (например: 256/1 – рукавица на левую руку, 256/2 – рукавица на правую руку, 371 – сервиз чайный, 371/1 – чайник, 371/2 – чашка, 371/3 – блюдце и т.д.). С дробями записываются фотоальбомы, где каждая фотография и сам фотоальбом имеют свой номер с дробью. При подсчете общего количества предметов основного фонда в музее номера с дробью считаются как отдельные, поэтому номеров по порядку будет меньше, чем предметов.
Графа 2. «Дата записи». Указывается дата, когда был записан данный предмет в Книгу поступлений.
Графа 3. «Время, способ и источник поступления». Указывается № и дата договора и информация о сдатчике возможно более полная.
Графа 4. «Наименование и краткое описание предмета (автор, дата, место происхождения, надписи и пр.)» Наименование предмета начинают с главного предметного слова (например: костюм женский, книга старопечатная, фото, плакат). Далее указывают местное название (например: головной убор женский – «кокошник»). В нескольких словах описываются примечательные особенности – цвет, орнамент, форма и т. д. Указываются дата и место изготовления и бытования, различные надписи и клейма, назначение и способ применения, история предмета. Запись в данной графе – один из главных источников информации о данном предмете в дальнейшем, поэтому она должна быть возможно более полной и точной. Кроме того, она должна содержать сведения, которые помогут отличить данный предмет от такого же другого.
Графа 5. «Материал и техника». Записывается материал, из которого был сделан предмет и техника изготовления. В том случае, если материалов и техник было несколько, записываются все, начиная с доминирующего.
Графа 6. «Размер». Измерения производятся в сантиметрах только металлической линейкой или рулеткой. Правила следующие: для прямоугольных предметов – высота и ширина, для круглых – диаметр, для объемных – высота, ширина, глубина.
Графа 7. «Сохранность». Записываются все имеющиеся дефекты: отсутствие частей и фрагментов, деформации, прорывы, пятна, сколы, поломки и т.д. возможно более полно.
Графа 8. «Стоимость». Указывается стоимость, согласно договора.
Графа 9. «Примечание». Обычно в неё записывают даты сверок, номера приказов на списание. Можно записывать информацию о реставрации и публикациях.
Книга учета научно-вспомогательного фонда более проста по форме, допускает групповую запись с указанием количества. Например:
1) № 56.
2) Документы об Александре Степановиче Кучине. Ксерокопии.
3) 5 на 7 листах.
4) Государственный архив Архангельской области. Договор № 6 от 03.03.2012.
5) 200 р.
Номера в соответствии с Книгой поступлений основного фонда и Книгой учета научно-вспомогательного фонда наносятся на предметы на неэспонируемые места (т.е. те, которые не будут показываться зрителю – нижнюю поверхность, изнанку, внутреннюю поверхность, торец, рукоятку и т. д.). На темный фон номер наносится светлой краской, на светлый – темной, к тканям с изнанки пришивается кусочек белого полотна, на который пастовой ручкой или тушью нанесен номер. На фотографиях и документах номер ставится простым мягким карандашом. Если нет возможности поставить номер на предмет (например, на нумизматику, негативы), номер ставиться на конверт, в котором данный предмет хранится.
При организации временных выставок изделий мастеров, художников, фотографов, других музеев и учреждений обязательно составляется Акт приема во временное пользование (Приложение 4), где перечисляются все представленные на выставку предметы, фотографии и т.д.
5. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ЭКСПОНИРОВАНИЯ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ
Главное в организации выставки – обеспечить сохранность экспонатов и возможно более комфортные условия для их осмотра посетителями.
Лучший способ экспонирования – вертикальные и горизонтальные витрины с внутренним галогеновым освещением; стенды, закрытые стеклом или пластиком, если на них экспонируются подлинные предметы.
Один из главных факторов, способствующих разрушению предметов, – свет, особенно естественный солнечный свет, который способствует не только их выцветанию, но и разрушению структуры материала. Особенно губителен свет для предметов из органических материалов – ткани, документы, фотографии, книги и др. Рекомендуется фотографии и документы экспонировать только в виде цифровых копий, либо закрывать витрины в отсутствие посетителей тканью или выключать свет. Особенно бережного отношения требуют акварельные рисунки. Освещенность в музейных помещениях должна находиться в пределах 50–75 люкс. Свет благоприятен только для масляной и темперной живописи, а также для изделий из кости.
Соблюдение температурно-влажностного режима – одно из условий обеспечения сохранности экспонатов. При повышенной влажности возникает коррозия металлов, развивается плесень, расслаивается пористая керамика, происходят деформация бумаги и отслоение эмульсионного слоя на фотографиях. При пониженной влажности происходит потеря эластичности у всех гигроскопических материалах – дерево, бумага, ткань, кожа и др., начинаются их коробление, растрескивание, расслоение. Особенно опасны резкие перепады в температурновлажном режиме в период межсезонья. При температуре ниже +18° у предметов из олова появляется «оловянная чума», при которой изделие может превратиться в порошок. В музейных помещениях должны поддерживаться температура +18°±2° и влажность 50-65%.
Музейные предметы следует защищать и от биологических повреждений, которые вызываются микроорганизмами, грибками, насекомыми (различные виды жуков, моль, комнатные мухи) и грызунами. Основные правила: соблюдение чистоты, регулярная уборка помещений, обеспыливание, соблюдение температурно-влажностного режима, неиспользование в оформлении выставок шерстяных тканей и войлока, изоляция зараженных предметов, применение отравляющих и отпугивающих веществ.
Рекомендации по оформлению выставок:
• Картины, фотографии, легкие планшеты удобно подвешивать на штангу, прикрепленную на небольших консолях под потолком.
• При подвеске картины, фотографии и планшеты выравниваются по нижнему краю.
• Зрительный пояс, пространство наиболее комфортное для осмотра: 70-170 см от уровня пола. Именно здесь располагаются наиболее важные экспонаты и информация.
• При оформлении выставки важно гармонично распределять крупные экспонаты и цветовые пятна.
• Фотографии и документы в современных музеях принято экспонировать в виде цифровых копий.
• В музеях не принято размещать экспонаты на полу даже при устройстве интерьерного уголка. Требуется изготовить подиум, даже невысокий.
• Не принято размещать экспонаты так, чтобы один экспонат служил фоном или подставкой для другого.
• Абсолютно недопустимо прикреплять или скреплять ткани металлическими булавками или иголками во избежание ржавчины. Только пришивать или сшивать!
• Недопустимо прикалывать кнопками и булавками или приклеивать к планшетам подлинные фотографии, документы, плакаты и пр.
• На полках витрин, на стендах, подиумах рекомендуется размещать 7±2 предмета.
Несколько рекомендаций по представлению текстов в музее:
• В музеях тексты бывают «оглавительные» (названия разделов и комплексов), «пояснительные» (аннотация к залу, комплексу) и «этикетаж» (аннотации к отдельным предметам).
• Пояснительные тексты содержат информацию, которая лежит за пределами зрительного восприятия экспонатов.
• Этикетка – текст, состоящий из двух частей: названия экспоната и аннотации к нему, содержащей атрибутивные данные: дата, материал, способ изготовления, автор, назначение, иная значимая для данного раздела выставки информация.
• На художественных выставках вначале ставится имя художника, фотографа, мастера, затем название произведения и дата. На исторических, этнографических и иных выставках – название произведения, затем автор и дата.
• Все тексты должны быть научно достоверными, точными, полными, лаконичными; должны быть написаны хорошим литературным языком.
• Шрифт должен быть достаточно крупным и легко читаемым. Стилизации под древне-русский шрифт или рукопись желательно применять только в оглавительных текстах или цитатах.
• Этикетки могут быть на один экспонат и должны быть размещены так, чтобы посетитель был уверен, что эта информация относится именно к этому предмету. Одна этикетка может относиться и к группе экспонатов – тогда рядом с экспонатом ставится цифра, соответствующая порядковому номеру в этикетке.
• В текстах допускаются только общепринятые сокращения (р. – река, д. – деревня, г. – город и т. д., а также м. – масло, акв. – акварель, х. – холст, бум. – бумага, кар. – картон и др.). Иные сокращения и аббревиатуры недопустимы.
• Тексты размещаются там, где посетитель может их легко найти и почитать.
• Этикетки нельзя прикреплять к экспонатам.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белкина С.В. Музей в пространстве библиотеки // Библиотечное дело–2003 : материалы Восьмой междунар. науч. конф. (Москва, 24-25 апр. 2003 г.). М., 2003. С. 36-37.
2. Викулова В.П. Методика создания музейных экспозиций и типология публичных библиотек, реализующих мемориальную функцию
3. В помощь общественным музям. Создание музея на общественных началах.
4. Зайцева Г.А. Будущее общественных музеев в России. Доклад на конференции «70 лет пакту Рериха», 2005 г.
5. Музееведение. Музеи исторического профиля / под ред. К. Г. Левыкина и В. Хербста. М., 1988.
6. Юренева Т.Ю. Музееведение. М., 2006.
7. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей : учеб. пособие по музейной педагогике. М., 2001.
Приложение 1
ДОГОВОР ДАРЕНИЯ №____
г. Архангельск
«____»_____________2012 г.
Гражданин (гражданка)___________________________________________________________, именуемый в дальнейшем «ДАРИТЕЛЬ», действующий на основании Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», с одной стороны и Государственное учреждение культуры «Архангельский областной краеведческий музей», именуемый в дальнейшем «ОДАРЯЕМЫЙ», в лице директора музея Любимова Владимира Алексеевича, действующего на основании Устава, с другой стороны, вместе именуемые «СТОРОНЫ», в целях содействия деятельности «Одаряемого» и пополнения Музейного фонда Российской Федерации заключили настоящий договор о нижеследующем.
Даритель передает, а Одаряемый принимает следующее имущество (далее – дар) __________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Передача дара производится по акту приема в постоянное пользование, который подписывается уполномоченными сторон и является неотъемлемой частью настоящего договора.
С момента подписания акта приема в постоянное пользование дар переходит в собственность ГУК «Архангельский областной краеведческий музей» и одновременно поступает в оперативное управление Одаряемого.
Даритель подтверждает, что дар является его собственностью и передача Одаряемому не влечет нарушений прав и охраняемых законом интересов других лиц.
Стороны удостоверяют, что дар передается добровольно, безвозмездно и без каких-либо условий.
Все вопросы, не урегулированные настоящим договором, разрешаются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Споры и разногласия, которые могут возникнуть при исполнении настоящего договора, разрешаются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Настоящий договор составлен в двух подлинных экземплярах для каждой из сторон.
Адреса и подписи сторон:
Даритель: ________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
(ф.и.о. полностью, паспорт, адрес, телефон)
Одаряемый: Государственное учреждение культуры «Архангельский областной краеведческий
музей», 163000, г. Архангельск, площадь Ленина, 2.
Даритель____________________________________ Одаряемый____________________________________
Приложение 2
Название учреждения
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор учреждения
___________________
«____»_____________
Акт №____
приема предметов в постоянное пользование
от «____»__________________
Настоящий акт составлен в том, что музей в лице ________________________________________ c одной
стороны, приняли, а _________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
(Ф.И.О., адрес, паспортные данные или наименование учреждения)
с другой стороны, передал в постоянное пользование музею _______________________ следующие
музейные предметы на основании Договора дарения (купли-продажи) № и дата:
№№ п/п | Наименование и краткое описание предметов. Материал, техника, размер | Учетные обозначения | Сохранность | Способ приобретения (дар, закупка) | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Всего по акту принято_____________________________________________________________ предметов.
(цифрой и прописью)
Акт составлен в ______ экземплярах и вручен подписавшим его сторонам.
Приняли:
Передал:
Приложение 3
КНИГА ПОСТУПЛЕНИЙ ОСНОВНОГО ФОНДА
№№ п/п | Дата записи | Время, способ и источник поступления | Наименование и краткое описание предмета (автор, дата, место происхождения, надписи и пр.) | Материал, техника | Размер | Сохранность | Стоимость | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Приложение 4
КНИГА УЧЕТА НАУЧНО-ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ФОНДА
№№ п/п | Дата записи | Название и краткое описание материалов | Количество предметов | Откуда получено (ссылка на документ) | Стоимость | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Приложение 5
Название учреждения
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор учреждения
___________________
«____» ____________
Акт №__
приема предметов во временное пользование
от «___»______________
Настоящий акт составлен в том, что музей в лице _______________________________________ принял, а _______________________________________ передал во временное пользование для экспонирования на выставке «________________________________________________», на основании договора (приказа)
№___ от «____»_____________. на срок от «____»____________ до «____»_____________ следующие предметы:
№№ п/п | Наименование и краткое описание предметов. Материал, техника, размер | Учетные обозначения (количество штук) | Сохранность | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Всего по данному акту принято и передано ________________________ (цифрой и прописью) предметов.
Акт составлен в 2-х экземплярах и вручен подписавшим его сторонам.
Принял:
Передал:
2011
Похожие статьи:
Оценка пользователей: