Яркие краски темноты
«Я ослепла, чтобы прозреть» – этот девиз, сформулированный незрячей петербургской художницей Татьяной Семеновой, отражает жизненную философию многих инвалидов по зрению.
О судьбах и достижениях наших соотечественников, ежедневно ведущих борьбу с вечной темнотой, рассказывают два музея – Центральный музей Всероссийского общества слепых (ВОС) в Москве и Народный музей Санкт-Петербургской региональной организации ВОС.
Навести мосты
Одна из важнейших задач музея – «навести мосты» между россиянами с инвалидностью и здоровыми людьми. «Наша экспозиция посвящена инвалидам по зрению. Но ее посещение дает повод задуматься о судьбах всех людей с ограниченными возможностями здоровья, о создании доступной и комфортной среды для «особых» соотечественников», – уверена директор московского музея Алла Огаркова.
За год здесь бывает около двух тысяч посетителей. Музей носит имя Б. В. Зимина (1911–2008). В течение 28 лет, с 1958 по 1986 год, он возглавлял Всероссийское общество слепых. Когда началась Великая Отечественная война, Борис Зимин, студент Московского высшего технического училища имени Баумана, ушел на фронт добровольцем. В декабре 1943 года получил тяжелое ранение в бою и потерял зрение. После долгого лечения в госпитале стал работать в Центральном правлении ВОС.
От печатных машинок до скульптурных портретов
Общая площадь музея – 530 кв. метров. Зрителям предлагается посетить четыре зала. Первый посвящен истории общественного движения слепых с середины XIX века до наших дней. Особое внимание уделяется воинам, потерявшим зрение на полях сражений Великой Отечественной войны. Представлены их боевые награды, письма с фронта, личные вещи – блокноты, портсигары, походные сумки, обмундирование.
Также здесь находятся образцы продукции, которую выпускают предприятия Общества слепых в настоящее время – радиоэлектронное оборудование, детали для автомобильной промышленности, изделия из пластмассы, различные кисти и щетки…
Во втором зале можно познакомиться со специальными приспособлениями, облегчающими жизнь инвалидов по зрению. Это различные бытовые приборы – «говорящие» весы, кувшины, определители цветов, дозаторы.
Привлекают внимание многочисленные печатные машинки для незрячих. Разумеется, присутствует и современная компьютерная техника – дисплеи и принтеры, отображающие информацию рельефно-точечным (брайлевским) шрифтом.
Третий зал посвящен паралимпийскому движению, успехам незрячих в физической культуре и спорте, а также в литературе и художественном творчестве. Четвертый зал занимают скульптурные работы Лины По. Под этим псевдонимом выступала Полина Горенштейн (1899–1948). Она потеряла зрение в 1934 году, но продолжила создавать удивительные скульптуры.
Интерактивная экскурсия
«Мы уделяем большое внимание работе со школьниками и студентами, – рассказывает директор музея. – Для них разработана специальная интерактивная экскурсия «Тифлоприборы и тифлопособия: трогать нужно!» Во время этой экскурсии зрячие посетители пробуют написать несколько слов рельефно-точечным шрифтом с помощью прибора для письма по Брайлю и грифеля. Они на практике знакомятся с работой специальных печатных машинок для слепых, особых компьютерных мониторов и принтеров… Кроме того, мы рассказываем о пространственной ориентировке с использованием GPS-навигаторов».
Создателем рельефно-точечного шрифта стал незрячий французский педагог и просветитель Луи Брайль (1809–1852). С помощью всевозможных комбинаций из шести точек, расположенных в два столбца, по три в каждом, можно обозначить любую букву, цифру, знак препинания, математические, физические, химические и нотные символы. Например, для обозначения русской буквы «А» нам понадобится всего одна выпуклая точка. Для буквы «Б» – два пупырышка, «В» – четыре выпуклые точки, «Г» – тоже четыре выпуклые точки, но они расположены по-другому…
Используется специальный «прибор для письма по Брайлю». Это железная доска с крышкой, в которой имеются прямоугольные окошечки, а на железной доске каждому окошечку соответствует по шесть углублений. В этот трафарет вставляют особую плотную бумагу. Пишут слепые не ручкой и не карандашом, а «грифелем» – тупым шилом с ручкой. Грифель нажимает на бумагу, но не продавливает ее. На обратной стороне листа образуются пупырышки, осязаемые точки.
Компьютерные мониторы для слепых не имеют ничего общего с привычными для нас приспособлениями. Картинок они не показывают. Брайлевский дисплей – это небольшая прямоугольная пластина, на которой расположены подвижные пластмассовые колпачки. С помощью этих колпачков текстовая информация «выстукивается» на подушечках пальцев незрячего человека.
Украшением Народного музея Санкт-Петербургской региональной организации ВОС стали произведения незрячего скульптора Олега Зиновьева. Среди инвалидов по зрению он известен не только как художник, но и как спортсмен. «Никогда не сдавайся, незрячий бегун!» – эта оптимистичная надпись украшает его спортивную майку.
Еще несколько лет назад Зиновьев принимал участие в марафонских забегах. Сейчас в свои семьдесят семь лет он успешно участвует в забегах на пять километров. «Я бегаю в тандеме со зрячими друзьями, привязывая себя к ним веревочкой. Тренируюсь на домашней беговой дорожке. Бегаю за велосипедом своей внучки… Для меня это возможность убежать от депрессии, от гнетущей темноты», – поясняет Олег Ефимович.
Яркостью красок и декоративной выразительностью отличаются представленные в петербургском музее «вязаные картины» Татьяны Семеновой. По профессии она преподаватель русского языка и литературы. В 2006 году после тяжелой болезни потеряла зрение. Свои работы Татьяна создает с помощью шерстяных петель различной длины. Она вяжет и спицами, и крючком.
«Слепота стала тяжелым испытанием. Но одновременно она научила меня ценить жизнь, ценить то, что имеешь, радоваться каждому дню. Я ослепла, чтобы прозреть, чтобы по-новому увидеть мир», – поделилась своими мыслями Татьяна Семенова.
Илья Бруштейн
Фотографии автора и из архиваЦентрального музея ВОС им. Б.В. Зимина
615
Похожие статьи:
Оценка пользователей: