Поиск по сайту:
ПРОЕКТЫ: ПРОГУЛКИ ПО ТУЛЕ: ДОСТУПНЫЙ ПАРАТУРИЗМ

Мы в социальных сетях

ВКонтакте Odnoklassniki Youtube

Центр инклюзии

Центр инклюзии 27.03.2019 16:39

Современный музей расширяет свои границы, становится активным агентом социальных процессов, для чего ему необходим действенный инструментарий. Таковым является музейная инклюзия – процесс активного включения в социальную жизнь всех категорий граждан независимо от их физических или ментальных особенностей.

Впервые о музеях как агентах социальной инклюзии было заявлено в работах профессора Ричарда Сандэлла (Школа музейных исследований Лестерского университе­та // Sandell R. Museums as agents of social inclusion // Museum Management and Curatorship. – 1998. – Vol. 17 (4). – P. 401-418; Dodd J., Sandell ft. Including Museums: Perspectives on Museums, Galleries, and Social Inclusion. – Leicester: RCMG, 2001. – 122 p.; Sandell R. Social inclusion, the museum and the dynamics of sectorial change // Museum and Society. – 2003. – Vol. 1(1). – P. 45-62). По мысли ученого, со­циальная инклюзия в музее может иметь, во-первых, формы специальных про­грамм, направленных на взаимодействие с миноритарным группами, в част­ности, с инвалидами. Во-вторых, музеи могут стимулировать социальные из­менения, чтобы преодолеть существующие в обществе негативные стереотипы и образы.

Труды Ричарда Сандэл­ла являются методологиче­ской основой деятельности Центра музейной инклю­зии. Он формировался на базе отдела образовательных программ и музейной педагогики Государствен­ного музея истории рели­гии постепенно, по мере освоения сотрудниками новых областей деятельно­сти, методик, компетенций.

В результате основой центра стали три програм­мы, адресованные посетителям музея с сенсор­ными нарушениями – слабовидящим, глухим и слепоглухим. Программы обладают серьезной ресурсной базой, которая включает:

1. Административно-организационный ре­сурс: взаимодействие с законодательными и ис­полнительными органами власти; стабильные партнерские отношения с социозащитными и образовательными организациями Санкт-Петербурга; устойчивый пул музейных волонте­ров; поддержка администрации музея.

2. Финансовый ресурс: благотворительные фонды; спонсорская помощь; субсидии на вы­полнение госзадания.

3. Профессиональный ресурс: наличие сотруд­ников, обладающих квалификацией для взаи­модействия с данными категориями инвалидов (переводчик русского жестового языка, владение дактильной азбукой); проведение обучающих семинаров для сотрудников различных подразде­лений нашего музея; деятельность Экспертного совета.

4. Материальный ресурс: мобильная экспо­зиция тактильного доступа; материалы научно-вспомогательного фонда ГМИР; электронный информационно-образовательный ресурс; пространство с универсальным дизайном «Начало начал».

Это пространство ак­тивно используется во всех трех программах. Здесь находятся качественные ко­пии музейных предметов, изготовленные в основном из натуральных материа­лов. В зале, оснащенном тремя видеопроекторами, информация воспринима­ется через сильные звуко­вые и зрительные впечатления. Единство впечатлений помогает создать наиболее полный образ экспоната, что особенно важно для людей с сенсорными на­рушениями. Экспозицион­ное решение «Начала на­чал» адресовано разным группам посетителей и не нуждается в адаптации для людей с любой формой инвалидности. Это аттрактивное пространство – старто­вая площадка для проведе­ния дальнейших занятий на основной экспозиции музея.

Программа «Светлый мир» создана в 2012 году в партнерстве с Центром инклюзивного образования «Границ нет» на базе школы № 232. У проекта две целе­вые аудитории: слабовидя­щие дети из интерната № 2 и их сверстники – волон­теры из общеобразователь­ной школы № 232.

Включение в музейную коммуникацию слабови­дящих детей и детей-во­лонтеров  – это сложный процесс. Он требует объ­единения усилий разных специалистов и состоит из трех этапов. На первом этапе Центр инклюзивного образования «Границ нет» проводит обучение волонтеров. Одновременно со­трудники школы-интерната на своей площадке готовят слабовидящих детей к по­сещению музея. На втором этапе включаются музей­ные специалисты. В музее проводится встреча с во­лонтерами, включающая образовательную и тренинговую составляющие. Со­трудники музея также выез­жают в школу-интернат, где проводят подготовительное занятие с использованием электронного информационно-образовательно­го ресурса музея. Третий этап – встреча в музейном пространстве. Участники объединяются в пары «во­лонтер – слабовидящий». Волонтер выступает как связующее звено между пе­дагогом, экспозицией и сла­бовидящим сверстником.

Программа «Голос Муз и Я» адресована глухим детям и включает в себя трехступен­чатые адаптивные занятия, построенные в соответствии со школьным курсом истории для специальных образова­тельных учреждений. В рам­ках этой программы создан первый и пока единственный в музеях Петербурга видео-гид для людей с нарушениями слуха на русском жестовом языке. Это повышает уровень восприятия информационно­го потенциала музея глухими посетителями и делает музей доступным. При наличии ви­деогида глухой человек мо­жет стать посетителем музея вне зависимости от сурдопе­реводчика. Текст видеогида озвучен и снабжен субтитра­ми для комфортного воспри­ятия слабослышащими посе­тителями.

Третье направление деятельности – Досуговый центр для слепоглухих людей  «Прямой контакт». Музей истории религии стал первой и до настоящего времени единственной в Санкт-Петербурге площадкой, объеди­няющей слепоглухих людей.

 Во многом это объясняется тем, что инвалидность по слепоглухоте впервые была официально признана в нашей стране только в 2014 году. Организа­ционное оформление произошло в партнер­стве с Фондом поддержки слепоглухих «Соединение», предоставившим адресную базу и финансовые средства. По данным фонда, всего в Санкт-Петербурге и области прожи­вает около 270 человек, имеющих эту группу инвалидности.

Каждый третий вторник месяца на экспозиции музея проводятся встречи, в которых используются копии музейных предметов и экс­понаты из научно-вспомога­тельного фонда. Важно, что занятия проходят на экспо­зиции в часы работы музея в присутствии других посети­телей. Эти встречи предпо­лагают неформальное обще­ние, которого часто лишены люди с подобными сенсорными нарушениями.

Таким образом, для осу­ществления инклюзивного подхода в музее приоритет­ны следующие условия:

  • наличие доступной му­зейной среды, предна­значенной для всех кате­горий посетителей;
  • создание программ, объ­единяющих в музейном пространстве посетителей с инвалидностью и обычных;
  • участие в этих програм­мах специально подго­товленных волонтеров. Однако главное – это наличие мотивации, при которой работа приобретает эмоциональную окраску и глобальная государствен­ная программа «Доступная среда» находит своего кон­кретного адресата.
  •  

Ирина Донина, Государственный музей истории религии



665

Похожие статьи:



Возврат к списку

Оценка пользователей:
(0)

Добавить комментарий


 
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений