Центр инклюзии
Современный музей расширяет свои границы, становится активным агентом социальных процессов, для чего ему необходим действенный инструментарий. Таковым является музейная инклюзия – процесс активного включения в социальную жизнь всех категорий граждан независимо от их физических или ментальных особенностей.
Впервые о музеях как агентах социальной инклюзии было заявлено в работах профессора Ричарда Сандэлла (Школа музейных исследований Лестерского университета // Sandell R. Museums as agents of social inclusion // Museum Management and Curatorship. – 1998. – Vol. 17 (4). – P. 401-418; Dodd J., Sandell ft. Including Museums: Perspectives on Museums, Galleries, and Social Inclusion. – Leicester: RCMG, 2001. – 122 p.; Sandell R. Social inclusion, the museum and the dynamics of sectorial change // Museum and Society. – 2003. – Vol. 1(1). – P. 45-62). По мысли ученого, социальная инклюзия в музее может иметь, во-первых, формы специальных программ, направленных на взаимодействие с миноритарным группами, в частности, с инвалидами. Во-вторых, музеи могут стимулировать социальные изменения, чтобы преодолеть существующие в обществе негативные стереотипы и образы.
Труды Ричарда Сандэлла являются методологической основой деятельности Центра музейной инклюзии. Он формировался на базе отдела образовательных программ и музейной педагогики Государственного музея истории религии постепенно, по мере освоения сотрудниками новых областей деятельности, методик, компетенций.
В результате основой центра стали три программы, адресованные посетителям музея с сенсорными нарушениями – слабовидящим, глухим и слепоглухим. Программы обладают серьезной ресурсной базой, которая включает:
1. Административно-организационный ресурс: взаимодействие с законодательными и исполнительными органами власти; стабильные партнерские отношения с социозащитными и образовательными организациями Санкт-Петербурга; устойчивый пул музейных волонтеров; поддержка администрации музея.
2. Финансовый ресурс: благотворительные фонды; спонсорская помощь; субсидии на выполнение госзадания.
3. Профессиональный ресурс: наличие сотрудников, обладающих квалификацией для взаимодействия с данными категориями инвалидов (переводчик русского жестового языка, владение дактильной азбукой); проведение обучающих семинаров для сотрудников различных подразделений нашего музея; деятельность Экспертного совета.
4. Материальный ресурс: мобильная экспозиция тактильного доступа; материалы научно-вспомогательного фонда ГМИР; электронный информационно-образовательный ресурс; пространство с универсальным дизайном «Начало начал».
Это пространство активно используется во всех трех программах. Здесь находятся качественные копии музейных предметов, изготовленные в основном из натуральных материалов. В зале, оснащенном тремя видеопроекторами, информация воспринимается через сильные звуковые и зрительные впечатления. Единство впечатлений помогает создать наиболее полный образ экспоната, что особенно важно для людей с сенсорными нарушениями. Экспозиционное решение «Начала начал» адресовано разным группам посетителей и не нуждается в адаптации для людей с любой формой инвалидности. Это аттрактивное пространство – стартовая площадка для проведения дальнейших занятий на основной экспозиции музея.
Программа «Светлый мир» создана в 2012 году в партнерстве с Центром инклюзивного образования «Границ нет» на базе школы № 232. У проекта две целевые аудитории: слабовидящие дети из интерната № 2 и их сверстники – волонтеры из общеобразовательной школы № 232.
Включение в музейную коммуникацию слабовидящих детей и детей-волонтеров – это сложный процесс. Он требует объединения усилий разных специалистов и состоит из трех этапов. На первом этапе Центр инклюзивного образования «Границ нет» проводит обучение волонтеров. Одновременно сотрудники школы-интерната на своей площадке готовят слабовидящих детей к посещению музея. На втором этапе включаются музейные специалисты. В музее проводится встреча с волонтерами, включающая образовательную и тренинговую составляющие. Сотрудники музея также выезжают в школу-интернат, где проводят подготовительное занятие с использованием электронного информационно-образовательного ресурса музея. Третий этап – встреча в музейном пространстве. Участники объединяются в пары «волонтер – слабовидящий». Волонтер выступает как связующее звено между педагогом, экспозицией и слабовидящим сверстником.
Программа «Голос Муз и Я» адресована глухим детям и включает в себя трехступенчатые адаптивные занятия, построенные в соответствии со школьным курсом истории для специальных образовательных учреждений. В рамках этой программы создан первый и пока единственный в музеях Петербурга видео-гид для людей с нарушениями слуха на русском жестовом языке. Это повышает уровень восприятия информационного потенциала музея глухими посетителями и делает музей доступным. При наличии видеогида глухой человек может стать посетителем музея вне зависимости от сурдопереводчика. Текст видеогида озвучен и снабжен субтитрами для комфортного восприятия слабослышащими посетителями.
Третье направление деятельности – Досуговый центр для слепоглухих людей «Прямой контакт». Музей истории религии стал первой и до настоящего времени единственной в Санкт-Петербурге площадкой, объединяющей слепоглухих людей.
Во многом это объясняется тем, что инвалидность по слепоглухоте впервые была официально признана в нашей стране только в 2014 году. Организационное оформление произошло в партнерстве с Фондом поддержки слепоглухих «Соединение», предоставившим адресную базу и финансовые средства. По данным фонда, всего в Санкт-Петербурге и области проживает около 270 человек, имеющих эту группу инвалидности.
Каждый третий вторник месяца на экспозиции музея проводятся встречи, в которых используются копии музейных предметов и экспонаты из научно-вспомогательного фонда. Важно, что занятия проходят на экспозиции в часы работы музея в присутствии других посетителей. Эти встречи предполагают неформальное общение, которого часто лишены люди с подобными сенсорными нарушениями.
Таким образом, для осуществления инклюзивного подхода в музее приоритетны следующие условия:
- наличие доступной музейной среды, предназначенной для всех категорий посетителей;
- создание программ, объединяющих в музейном пространстве посетителей с инвалидностью и обычных;
- участие в этих программах специально подготовленных волонтеров. Однако главное – это наличие мотивации, при которой работа приобретает эмоциональную окраску и глобальная государственная программа «Доступная среда» находит своего конкретного адресата.
Ирина Донина, Государственный музей истории религии
665
Похожие статьи:
Оценка пользователей: