Доступность — результат коллективных усилий
Ирина Гавриленко,
Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля
Программы Омского музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля для посетителей с различными ограничениями были бы невозможны без участия их самих, без методической помощи и финансовой поддержки Благотворительного фонда В. Потанина, Фонда поддержки слепоглухих «Co-единение», программ социальных инвестиций «Родные города» «Газпром нефти», а также поддержки педагогов-дефектологов.
Каждый музейный посетитель по-своему особый: кто-то не видит ясно при контрастном освещении, кто-то работал на шумном производстве или переболел отитом, кого-то сегодня подводят суставы из-за плохой погоды. И это только физические ограничения! Кто-то не любит слушать и смотреть одновременно, кому-то важно обсуждать увиденное в процессе осмотра экспозиции, кто-то нуждается в дополнительной информации, кому-то важно побыть наедине с предметом и своим опытом. Всех «особенностей» не сосчитать, но как о них узнать? Ответ прост: изучать свою аудиторию.
Самая устойчивая и жизнеспособная система чаще всего имеет максимально простое устройство. Именно поэтому четыре года назад, когда возникла идея адаптировать музейное пространство для посетителей с инвалидностью, мы обратились к потенциальным партнерам среди них. Кажется, что достаточно желания и изучения специализированной литературы, чтобы обеспечить информационную и психологическую доступность музея для этой группы посетителей, но это не совсем так. Рассказывая о том, какой путь в этом направлении прошел наш музей, необходимо будет постоянно говорить о том, кто нам помогал, помогает или еще будет помогать, потому что доступность — это результат коллективных усилий.
В 2013 году количество перешло в качество: опыт отдельных выставочных проектов и разовых экскурсий для отдельных групп незрячих, неслышащих и имеющих интеллектуальные отклонения посетителей было решено оформить в программы. Этому способствовало участие в конкурсных проектах, которые поддерживались и поддерживаются благотворительными фондами. После проведения проектного семинара Лаборатории музейного проектирования, помимо базовых знаний, появилось самое важное понимание: нельзя сделать кому-то хорошо, не спросив у них — как. Самые большие ошибки рождаются из самых благих намерений.
Мы решили начать с малого, но очень сложного. Выбрали одну очень узкую категорию посетителей: учащиеся школ с глубокими интеллектуальными нарушениями. На деле оказалось еще труднее, чем могли предположить, но выбор оказался оправданным. Музей несколько лет подряд работал с активным педагогом из такой школы, и небольшая группа детей посетила все без исключения наши выставки и экскурсии. В результате мы поняли, насколько не системны знания, которые мы пытались вложить в их головы в течение нескольких лет.
Первая программа получила название «Песок помнит солнце». Изначально она была ориентирована только на учащихся школ VIII вида, которые теперь называются адаптивными. Работа с этой группой детей с инвалидностью без поддержки специалистов невозможна. Нашими консультантами и партнерами стали педагоги пилотной школы (сейчас это «Адаптивная школа №18), специалисты дневного отделения Клинической психиатрической больницы имени Н.Н. Солодникова и, что особенно важно, музеи, где такая работа уже велась, в частности — музей «Огни Москвы».
После всех предварительных консультаций, изучения специализированной литературы и анализа уже имевшегося у нас опыта была написана музейно-просветительская программа, обязательными составными которой были: конкретный набор экспонатов для каждого занятия, обилие тактильного материала, включение итоговых творческих заданий. Казалось бы, все просто! Но наш музей хранит предметы изобразительного искусства, большая часть которых плоскостная — живопись, графика. А дети, для которых разрабатывалась программа, имеют сложности с фиксацией внимания и образным мышлением. Тактильным материалом, помимо «музейных чемоданчиков/саквояжей» с набором вещей, которые можно дать детям в руки, стали трехмерные (рельефные) копии фрагментов картин из различных полимеров, имитирующих фактуру изображенных на подлиннике предметов. Такие рельефные копии — дополнительный способ для ребенка «войти» в картину, удержать его внимание и одновременно — точка психологической разгрузки.
Из проведения мастер-классов выбор пал на песок. Материал, которым обеспечены сейчас многие адаптивные школы и социальные центры в рамках программы «Доступная среда». Мощный ресурс, но, к сожалению, три года назад в Омске было крайне мало специалистов, которые понимали, как можно системно его использовать. Для рисования песком (речь идет не о художественном песке для шоу, а об учебном, более крупной фракции) не нужно специальных навыков, знаний о композиции или развитой моторики. Некоторые наши ученики не в полной мере владели своими пальцами, поэтому занятия по программе позволяли постепенно развивать кисти рук и мелкую моторику, развивать стремление к самостоятельному творчеству. Наличие песочных столов в образовательных учреждениях упрощало задачу закрепления узнанного: работа в музее дополнялась рисованием песком в школе и, помимо пользы, приносило большое удовольствие. В программе приняли участие более 1000 детей, многие из которых имели не только интеллектуальные нарушения, но и заболевания опорно-двигательного аппарата, ограничения зрения. Для них было особенно важно прикоснуться, чтобы увидеть, составить полное представление.
После окончания пилотного периода музей стал обрастать партнерами для более эффективной адаптации своей среды: Министерство труда и социального развития Омской области, Министерство образования Омской области, депутат Госдумы Смолин Олег Николаевич, первый зампред Комитета по образованию, председатель Общероссийского общественного движения «Образование — для всех», Центр развития детей с особыми образовательными потребностями Омского государственного педагогического университета. При их активном участии мы транслировали полученный опыт на семинарах для педагогов и сотрудников социальных центров.
Программа стала опорной для последующих, направленных на другие группы нашей аудитории, — незрячие, слепоглухие, глухие. Прежде чем создавать новое направление мы формировали круг новых партнеров. Программы для слепоглухих посетителей разрабатывались при их непосредственном участии, а также при методической помощи регионального отделения Всероссийского общества глухих, регионального отделения Всероссийского общества слепых, Фонда поддержки слепоглухих «Co-единение» и Музея современного искусства «Гараж», который всегда щедро делится своим опытом и опытом зарубежных коллег.
Составляющие первой программы изменились в соответствии с потребностями новой категории посетителей: увеличилось количество занятий, появились индивидуальные картонные карточки с рельефным планом музея, реставраторы скульптуры предоставили дополнительные тактильные материалы, творческие занятия обогатились разными материалами и техниками, а рельефные копии картин увеличили свою значимость для этой группы по очевидным причинам. Благодаря подходу, которым руководствовались при их изготовлении, погружение во время занятий было максимальным, а обсуждение внутри группы очень активным.
Изготовлением рельефных копий занимались инженеры «СибТочМаш», для которых это был первый проект гуманитарной, а не привычной технической направленности. Было много вопросов: согласование плотности силиконов, фактуры отдельных поверхностей, отступы, глубина рельефности. Но самое главное, что задача, стоявшая перед музеем, вдохновляла и наших партнеров, которые очень творчески подходили к изготовлению каждой из копий, стремясь воплотить в них и море И. Айвазовского, и переплетение ветвей в лесном пейзаже И. Шишкина, и лед А. Схелфаута. Объекты на рельефных копиях выполнены в барельефе и горельефе, что давало относительную полноту понимания объектов изображения и информацию для обсуждения участниками группы. На данный момент в постоянной экспозиции находятся копии к 6 картинам. Они доступны всем посетителям музея, и для большинства это, конечно, лишь вспомогательный компонент в постижении прекрасного, а для незрячих и слабовидящих — это основа, которая дает возможность воспринять слово экскурсовода.
Очень важно, что в музее нашлись сотрудники, внутренне готовые работать с людьми с любыми особенностями восприятия и особенностями здоровья, и в этом, конечно, большая заслуга нашего руководства.
Музей — это целостный организм, и каждая его структура так или иначе оказывается вовлеченной в любой музейный проект: от проведения закупок материалов для мастер-классов до установки мобильных пандусов. Еще во время пилотного периода программы «Песок помнит солнце» для смотрителей проводились «летучки», где объяснялись особенности взаимодействия с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, они присутствовали на занятиях в экспозиции и в зале рисования песком. При реализации последующих программ эта традиция сохранилась, поэтому смотрители помогают незрячим (с сопровождающими) и слабовидящим ориентироваться в сложном пространстве исторического здания.
Кроме технических служб, в работу над проектом включились и реставраторы, причем не только для создания реплик фрагментов скульптур и предметов декоративно-прикладного искусства. Занятие для группы слепоглухих, посвященное графике и бумаге XVIII-XIX веков, включено в программу только благодаря активному участию реставраторов графики, которые подготовили тактильный фонд с водяными знаками и образцами ручной бумаги, подобрали увлекательные факты.
Сейчас сотрудники нашего музея стараются активно участвовать в открытых обсуждениях, площадках, форумах, включаются в общую работу. Последним из таких объединяющих проектов стал «Инклюзивный музей», благодаря которому мы знаем, в чем преуспели коллеги и к кому мы можем смело обращаться за консультацией.
718
Похожие статьи:
Оценка пользователей: