Учимся в зоопарке
Музей – это смесь искусства и истории, филологии и басни, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания.
Ф. Дзери
Современная жизнь подчинена очень быстрому темпу, человек должен очень быстро ко всему адаптироваться. Особенно тяжело приходится ребенку дошкольного возраста, когда у него нет еще большого социального опыта. Такой темп жизни накладывает отпечаток на его психическое развитие и все его познавательные процессы. Последнее десятилетие – это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности дошкольного образования.
В связи с этим актуальной задачей становится поиск новых моделей и форм организации всей деятельности детей в условиях воспитания и обучения в дошкольном учреждении. Обучение ребенка - дошкольника, в первую очередь, должно опираться на эмоциональную, чувственную сторону его личности, что связано с особенностями детской психологии.
Музейная педагогика, возникшая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения создает условия для развития личности ребенка путем включения ее в многообразную деятельность, охватывающую эмоциональную, интеллектуальную, деятельностную сферы.
Музейная педагогика интегрировано решает задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания. Формы и методы ее работы способствуют развитию и совершенствованию коммуникативно-речевых, познавательных, творческих компетенций ребенка-дошкольника, его успешной социализации в детском, далее, человеческом обществе. Реализует актуальнейшую на сегодняшний день задачу современного образования – научить ребенка учиться и познавать.
Н.А. Рыжова выделяет следующие педагогические функции музеев:
- образовательная, предполагающая развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации; использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к экологии и экологическим объектам;
- развивающая, имеющая в своей основе активизацию мышления, развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно-физиологических структур, обогащение словарного запаса;
- просветительская, направленная на формирование умений, навыков и адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации;
- воспитательная, в рамках которой осуществляется целенаправленная деятельность по формированию личностных качеств, взглядов, убеждений воспитанников, включение их в систему отношений воспитания, нацеленную на приобретение не только знаний, но и других элементов социального опыта, их интериоризацию и экстериоризацию.
Особо следует подчеркнуть воспитательную функцию музеев, их значимость в становлении умственного, нравственного, трудового, эстетического и экологического воспитания подрастающего поколения. Нередко, именно музей, становится источником формирования познавательного интереса, на основе которого у детей закладываются экологические знания о живой и неживой природе, о необходимости бережного отношения к ней.
В условиях нашего города существует проблема с организацией посещения музея, так как многие детские сады находятся далеко от музеев. Наш МБДОУ № 84 – детский сад комбинированного вида расположен недалеко от Тульского областного зооэкзотариума.
Совместная работа с Тульским областным экзотариумом началась с 2008 года. На базе музея разработана программа по музейной педагогике, включающая в себя зоологическое, экологическое и природоохранное направления. Программа учитывает возрастные особенности детей и для детского сада рассчитана на 2 года: старшая и подготовительная группы.
Цели и задачи программы
- познакомить детей с названиями и повадками животных, их многообразием и приемами ухода за ними;
- воспитывать у детей интерес, чуткое и заботливое отношение ко всему живому;
- воспитывать у детей любовь к родному краю;
- развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления их с животным миром;
- развивать творческое воображение и умение работать сообща.
- расширять представления о животном мире;
- стимулировать зрительные функции с развитием сохранных анализаторов;
- развивать коммуникативные способности с расширением словарного запаса.
Программа включает занятия, которые представлены лекциями с элементами игры, тематическими экскурсиями, викторинами на базе проводимых в экзотариуме выставок, праздниками и конкурсами детского творчества.
Во время демонстрации животных осуществляется синтез анатомических, физиологических, экологических, географических знаний.
Непосредственное общение с животными способствует активизации и повышению эффективности учебно-воспитательного процесса и дает возможность практического применения полученных знаний.
В результате экскурсий в зооэкзатариум у детей:
- Расширяется кругозор,
- Развиваются сенсорные способности и наблюдательность,
- Дети учатся устанавливать связи, зависимости, обнаруживать причины и следствия, использовать мерку, модели, схемы,
- Формируются разные формы речи,
- Дети учатся видеть красоту , понимать красоту природы,
- Воспитываются моральные качества: способность сочувствовать, сопереживать, заботиться о других.
Правильные представления о природе, полученные в детстве, создают прочную основу для дальнейшего ее познания, воспитания любви и бережного к ней отношения.
Плащанская Л.В.,старший воспитатель МБДОУ № 84 г. Тулы
1377
Похожие статьи:
Оценка пользователей: