Уроки трезвости
12 октября 2018 г. в Историко-мемориальном музее Демидовых состоялась презентация нового интерактивного занятия для взрослых «Пьянство не красит. Уроки трезвости». Среди гостей, на открытии присутствовали сотрудники Тульской областной специальной библиотеки для слепых, которая является давним партнёром музея. Уроки трезвости вели: и.о. зав филиалом Историко-мемориального музея Демидовых В.В. Киндышева и методист музея - Г. Е. Касатикова.
Пьянство давно уже считается беспощадным бичом общества. В толковый словарь Даля, первое издание которого увидело свет в 1863 году, было специально включено новое выражение – «умирать от опою». В переводе на современный русский язык это означало смерть от отравления алкоголем.
Причем алкоголь «валил» людей прямо на улицах – крепко «приняв на грудь», любители горячительного просто не могли дойти до дома, чтобы «поправить здоровье». Большинство преступлений совершенно именно в состоянии алкогольного опьянения.
Но всегда ли пили на Руси?
О России сложился стереотип, что пьянство вещь вполне традиционная.
Пить в те далёкие и сложные времена было некогда… Скворцов, Соловьёв и Ключевский, Татищев и Костомаров, посвятив жизни вятичей и кривичей целые тома, не углядели в ней ни лубочной радости, ни бытовой лёгкости: тяжёлый труд, суровый климат, дань князьям и частые усобицы.
Жизнь труженика и воина мало совместима с дружескими посиделками и обильными возлияниями.
Соседи – византийцы, арабы, греки, относятся к русским с уважением, страхом, но никоим образом не связывают характеристику народа с безудержным пьянством. Более того, создаётся устойчивое впечатление, что русский человек в ту неуютную пору, независимо от своей сословной принадлежности, не только не имел поводов для частой радости, но и покоя обыкновенного был лишён. История между Х – ХIV веками похожа на репортаж с поля боя: Святополк, Борис и Глеб, печенеги, постоянные склоки между Ярославовичами и Всеволодовичами, татары, западные соседи… От количества неприятностей просто дух захватывает!
В дохристианскую эпоху на Руси потребление алкоголя имело место главным образом на языческих пиршествах и носило ритуальный характер. С этих далёких времён сохранился знаменитый рефрен многих народных сказок: «И я там был. Мёд, пиво пил. По усам текло, а в рот не попало».
Ни в одном письменном свидетельстве домосковской Руси не упоминается пьянство как социально неприемлемая форма употребления алкоголя, носящая массовый характер.
Вообще единственный случай упоминания пьяниц и пьянства на Древней Руси – это история про Садко и голь перекатную. Но, не будем забывать, что, это эпос Новгорода – самого европейского города Руси, члена Ганзы. (Ганза – крупный политический и экономический союз торговых городов северо-западной Европы, возникший в середине XII века. )
Резюмируя устои древней Руси можно точно сказать мы ещё «белые и пушистые». Медовуха – самый крепкий известный напиток, да и тот употребляется редко и с достоинством
Что же до средних веков то, в Европе Средневековье отмечено широким распространением пьянства и алкоголизма. В XVI веке реформатор церкви Мартин Лютер – восклицал: «Германия зачумлена пьянством». Но разве одна Германия?
«Русь вступила в Средневековье трезвой», – утверждают специалисты, изучавшие этот вопрос. Русь и вышла из Средневековья трезвой.
Пьянства как такового на Руси не было. Нет проблемы – нет и страха перед проблемой. Нет и лечения последствий.
Патриархальный уклад жизни в старой Руси, несмотря на появление водки, сдерживал распространение пьянства. Свод житейских наставлений XVI в. «Домострой» давал чёткие наставления в отношении алкоголя. Пьянство приходит в Россию с вытеснением постоялых дворов кабаком. Оно приходит в Россию, когда продажа алкоголя сделалась статьёй государственного дохода.
Царь Иван IV (Грозный) запретил в Москве продавать водку, позволив пить её одним лишь опричникам. Для этой цели в 1533 г. был построен в Москве первый «царёв кабак». Что такое «Царёв кабак»? Всё было ограниченно законами, где производство, там и продажа. В кабаках производили спиртное, а не еду, соответственно там можно было пить, но не есть. Можно было купить на вынос спиртное – ведро – 12 литров. Пьянство населения оказалось выгодным для казны, с дугой стороны трезвые работники были нужны, поэтому и борьба с пьянством идёт на протяжении столетий. И были в каждый период истории свои методы борьбы с этим недугом.
В 1648 г. в начале царствования второго русского царя из династии Романовых – Алексея Михайловича – под влиянием патриарха Никона ставится задача борьбы с пьянством. С целью реформирования питейного дела в России царь Алексей Михайлович в 1652 г. созывает Земский собор, получивший название «собора о кабаках». Выходит Указ, ограничивающий число питейных заведений. В нём также было сказано: «В Великий пост, Успенский, даже по воскресеньям вина не продавать, в Рождественский и Петров посты не продавать по средам и пятницам». Усилилась проповедь церкви против пьянства. Если подсчитать дни, когда в силу царского Указа запрещалась продажа вина, то число их превысит сто восемьдесят. Иными словами, православный человек более полугода волей-неволей пребывал в состоянии трезвости.
Петр I имел взбалмошный характер и удивлял своё окружение непредсказуемостью поступков. От широты души приказал бесплатно выдавать водку строителям, морякам и солдатам. Уходившие в многодневные запои мужики не могли работать, вызывая недовольство начальства. Поэтому позднее Петр I стал принимать меры для борьбы с чрезмерно распространившимся пьянством.
Пьяниц стали наказывать сверхурочными работами, арестами и поркой. Однако и этот метод не помог. Тогда у Петра I родилась неожиданная идея вручать пьяницам ироничную награду. В 1714 году он издал указ о введении медали «За пьянство».
На своих заводах заводчики Демидовы наказывали своих рабочих за пьянство вешая эту тяжёлую медаль, отлитую из чугуна. Медаль по сути явила собой первую антиалкогольную компанию в России. Медаль выполняет роль традиционного для России телесного наказания. Такого как подвешивание к руке, ноге или шее тяжёлого предмета. Для наказания часто использовался прикованный к ноге амбарный замок. Форма этой медали – восьмиконечная звезда. В центре подпись «За пьянство». Точный вес такой медали определялся как 17 фунтов – 6 кг 800 гр + 1,5 ошейник – полпуда или 8 кило.
Форма восьмиконечной звезды напоминает о главном ордене Российской империи ордене св. Андрея Первозванного. Присуждалась она пьяницам и тунеядцам, вешалась на шею, на неделю, две, а то и на год. Человек ходивший с такой медалью выполнял роль соц. рекламы.
Материал предоставлен и.о. зав. филиалом Историко-мемориальном музея Демидовых В.В. Киндышевой.
6209
Похожие статьи:
Оценка пользователей: