Доступный спорт
История
паралимпийского
движения
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ
ПОДГОТОВКИ КАДРОВ
ПИСЬМО
от 11 февраля 2019 г. N 05-108
О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ
ЛИЦ С РАЗЛИЧНЫМИ ФОРМАМИ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
Департамент государственной политики в сфере профессионального образования и опережающей подготовки кадров доработал разъяснения по вопросу получения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости) профессионального обучения (далее - разъяснения) в соответствии с замечаниями и предложениями, полученными от руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, и направляет разъяснения для использования в работе.
Директор Департамента
И.А.ЧЕРНОСКУТОВА
Приложение
РАЗЪЯСНЕНИЯ
ПО ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ
С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
(Извлечение)
1. Востребованность программ профессионального обучения для лиц, имеющих нарушения интеллекта.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (ред. от 25 декабря 2018 г.) "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) профессиональное обучение - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий).
Прохождение профессионального обучения регламентируется Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденным приказом Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. N 292, с изменениями, внесенными приказами Минобрнауки России от 21 августа 2013 г. N 977, от 20 января 2015 г. N 17, от 26 мая 2015 г. N 524 и от 27 октября 2015 г. N 1224 (далее - Порядок N 292).
Согласно пункту 6 Порядка N 292 к освоению основных программ профессионального обучения допускаются лица различного возраста, в том числе не имеющие основного общего или среднего общего образования, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости).
Обучающиеся с различными формами умственной отсталости не получают основное общее и среднее общее образование и в соответствии с частью 13 статьи 60 Федерального закона N 273-ФЗ им по окончании обучения выдается свидетельство об обучении по образцу и в соответствии с порядком его выдачи (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 октября 2013 г. N 1145).
Указанное свидетельство об обучении дает право на продолжение получения образования по основным программам профессионального обучения в соответствии с Порядком N 292.
По результатам мониторинга обучалось по программам профессионального обучения в Российской Федерации в 2017/18 учебном году 20229 человек из числа лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (далее - лица с ОВЗ), имеющих нарушения интеллекта. Это составляет 89,2% от всех обучающихся этой категории по программам профессионального обучения (22673 человека). Прогнозируется рост количества обучающихся данной категории в ближайшие 5 лет.
Абсолютное большинство лиц с нарушениями интеллекта (99,5%) обучается по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, по программам переподготовки рабочих, служащих обучается 41 человек, по программам повышения квалификации рабочих, служащих - 53 человека.
Получение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости) профессионального обучения является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
2. Выбор программ профессионального обучения для лиц с различными формами умственной отсталости.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.
Продолжительность профессионального обучения определяется конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой на основе профессиональных стандартов (при наличии) или установленных квалификационных требований организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.
Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 июля 2013 г. N 513 (ред. от 12 ноября 2018 г.).
Организациям, осуществляющим образовательную деятельность, при выборе программ профессионального обучения следует учитывать предусмотренные профессиональными стандартами для различных профессий и должностей ограничения по возрасту, полу, состоянию здоровья и др.
Согласно пункту 48 Приказа N 302н работники (лица, поступающие на работу) не допускаются к выполнению работ с вредными и (или) опасными условиями труда, а также работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний, при наличии в том числе следующих общих медицинских противопоказаний:
врожденные пороки развития, деформации, хромосомные аномалии со стойкими выраженными нарушениями функции органов и систем;
последствия повреждений центральной и периферической нервной системы, внутренних органов, костно-мышечной системы и соединительной ткани от воздействия внешних факторов (травмы, радиация, термическое, химическое и другое воздействие и т.д.) с развитием необратимых изменений, вызвавших нарушения функции органов и систем выраженной степени;
заболевания центральной нервной системы различной этиологии с двигательными и чувствительными нарушениями выраженной степени, расстройствами координации и статики, когнитивными и мнестико-интеллектуальными нарушениями.
Кроме того, при выборе и разработке программ профессионального обучения для лиц с интеллектуальными нарушениями необходимо учитывать методические рекомендации, утвержденные приказом Минтруда России от 4 августа 2014 г. N 515 "Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности" в части рекомендованных видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов; рационального трудоустройства инвалидов.
3. Организация реализации программ профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.
В соответствии с частью 9 статьи 79 Федерального закона N 273-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.
Учредитель вправе осуществлять финансирование профессионального обучения в качестве отдельной государственной (муниципальной) услуги. При организации прохождения профессионального обучения получать соответствующее государственное задание могут профессиональные образовательные организации, обладающие необходимыми материально-техническими и кадровыми ресурсами, имеющие соответствующую лицензию.
4. Условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Необходимо наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности по программам профессионального обучения. В соответствии с частью 1 статьи 91 Федерального закона N 273-ФЗ лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
На основании части 10 статьи 79 Федерального закона N 273-ФЗ организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в Федеральном законе N 273-ФЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (часть 3 статьи 79 Федерального закона N 273-ФЗ).
В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (часть 5 статьи 5 Федерального закона N 273-ФЗ).
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержден приказом Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. N 1309 (ред. от 18 августа 2016 г.). При этом следует отметить, что лица с умственной отсталостью легкой степени могут не иметь инвалидности.
Профессиональное обучение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости) осуществляется на основе адаптированных основных программ профессионального обучения. Согласно пункту 28 статьи 2 Федерального закона N 273-ФЗ адаптированная образовательная программа представляет собой образовательную программу, адаптированную для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Согласно приказу Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1015 (ред. от 17 июля 2015 г.) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" реализация адаптированных общеобразовательных программ в части трудового обучения осуществляется исходя из региональных условий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах, и с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов учащихся с ограниченными возможностями здоровья и их родителей (законных представителей) на основе выбора профиля труда, включающего в себя подготовку учащегося для индивидуальной трудовой деятельности.
Программы профессионального обучения разрабатываются и утверждаются образовательными организациями самостоятельно (часть 5 статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ).
Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, присваивается разряд или класс, категория по результатам профессионального обучения и выдается свидетельство о профессии рабочего, должности служащего в соответствии с пунктом 13 Порядка N 292.
5. Организационная и методическая поддержка получения профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.
Мероприятия получения профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья закреплены в региональных Программах по сопровождению инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействию в последующем трудоустройстве.
Доступность для инвалидов и лиц с ОВЗ среднего профессионального образования (далее - СПО) обеспечивается созданием соответствующей инфраструктуры и условий обучения.
В 2018 году создано 97 базовых профессиональных образовательных организаций (далее - БПОО), которые обеспечивают поддержку функционирования региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ в 80 субъектах Российской Федерации. Из них 94 БПОО в 79 субъектах Российской Федерации создано в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. N 1297) (далее - ГП РФ "Доступная среда") и 3 БПОО в г. Москве за счет средств города.
Основная цель деятельности БПОО - поддержка функционирования региональных систем профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ в субъектах Российской Федерации.
Деятельность БПОО включает:
- профориентационную деятельность, осуществление консультаций инвалидов и лиц с ОВЗ, их родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся по вопросам получения среднего профессионального образования, в том числе с проведением профессиональной диагностики;
- обучение инвалидов и лиц с ОВЗ по востребованным и перспективным для экономики региона профессиям и специальностям по адаптированным образовательным программам среднего профессионального образования, программам профессионального обучения, дополнительным профессиональным программам, учитывающим особенности ограничений по состоянию здоровья;
- разработку и реализацию адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ с использованием сетевой формы;
- оснащение специальным оборудованием для осуществления образовательной деятельности для инвалидов по программам среднего профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
- предоставление для коллективного пользования специальных информационных и технических средств, дистанционных образовательных технологий, учебно-методических материалов;
- сопровождение трудоустройства выпускников с инвалидностью;
- повышение квалификации, в том числе в форме стажировок, для педагогических работников профессиональных образовательных организаций субъектов Российской Федерации.
Кроме того, созданы Ресурсные учебно-методические центры СПО (далее - РУМЦ СПО) в 25 субъектах Российской Федерации в 7 федеральных округах, в которых сконцентрированы ресурсы, необходимые для обучения инвалидов и людей с ОВЗ по программам среднего профессионального образования, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, востребованных региональным рынком труда, их коллективное использование образовательными организациями, входящими в сетевое взаимодействие с РУМЦ СПО.
Основными функциями РУМЦ СПО выступают:
- методическое, информационно-аналитическое обеспечение и экспертно-консультационное сопровождение деятельности образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ;
- разработка основных профессиональных образовательных программ, контрольно-измерительных материалов, фондов оценочных средств с участием работодателей (включая организацию учебной и производственной практики, предоставление оборудования и материалов, участие в разработке образовательных программ и оценке результатов их освоения, проведения учебных занятий) и представителей общественных организаций инвалидов;
- разработка и апробация программ, модулей, контрольно-измерительных материалов, методик и технологий подготовки обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, в том числе разработка заданий для проведения конкурсов профессионального мастерства;
- разработка методических рекомендаций: по трансляции лучших практик подготовки лиц с инвалидностью и ОВЗ различных нозологических групп по программам СПО; по формированию программ содействия трудоустройству инвалидов и лиц с ОВЗ и их закреплению на рабочих местах; по межведомственному взаимодействию по вопросам профориентации, профессионального образования и трудоустройства инвалидов и лиц с ОВЗ;
- разработка перечня оборудования, необходимого для подготовки обучающихся с инвалидностью и ОВЗ различных нозологических групп по программам СПО (в том числе для проведения конкурсов профессионального мастерства);
- повышение квалификации руководителей и педагогических работников профессиональных образовательных организаций по вопросам инклюзивного профессионального образования;
- мониторинг потребностей инвалидов и лиц с ОВЗ в получении среднего профессионального образования с учетом различных групп нозологий.
Перечень БПОО и РУМЦ в разрезе субъектов Российской Федерации размещен на портале экспертно-консультационного сопровождения деятельности профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы СПО и профессионального обучения для инвалидов и обучающихся с ОВЗ (СПО ОВЗ РУДН) - http://spo-rudn.ru.
По материалам БД Консультант Плюс