«Лапа поддержки» для больших и маленьких
Н.А. Афанасьева,
Тульский областной экзотариум, Тула, Россия
Более 10 лет в Тульском экзотариуме ведется работа по благотворительному проекту «Лапа поддержки». За это время в проекте приняли участие «особые» дети не только из Тулы, но и со всей Тульской области.
Занятия проходят как индивидуально, так и в группах. Выбор программы осуществляется с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Занятия по программе проходят в разных форматах: экскурсия, занятие, спектакль, праздник и др. Участники проекта принимают участие в выставках на базе экзотариума, инклюзивных мероприятиях, а также тематических праздниках.
Детство — яркая, неповторимая пора в жизни каждого человека. Оно дано для того, чтобы дети смогли подготовиться к самому сложному этапу — взрослой жизни, чтобы ребенок наполнился
эмоциями, переживаниями, представлениями. Особое значение детства в том, что при всех своих ограниченных возможностях ребенок, сам того не подозревая, решает главную задачу своей дальнейшей жизни — он определяет свое место, свой путь среди людей.
Детство — это время, когда устанавливаются связи ребенка с окружающими его предметами, людьми, природой. Дети познают все, что их окружает, эмоционально — практическим путем. Каждый ребенок — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя целый мир.
Сделать маленькое открытие — важный момент в жизни каждого ребенка. Например, малыш узнает, что зверь и растение похожи — они живые: дышат, растут, питаются, чувствуют, как к ним относится человек. Эта информация позволяет ребенку задуматься над отношением людей к природе. Ребенок переживает от проявлений жестокости к животным и растениям и радуется добрым благородным поступкам по отношению к природе.
Высокая эмоциональная отзывчивость позволяет формировать экологически ценный опыт общения с живыми существами, стимулировать и поощрять гуманные проявления в поведении ребенка в природе, воспитывать радостные переживания от положительного поступка.
Главная задача детского возраста — удовлетворить любознательность ребенка, не подавив при этом интереса к познанию окружающего его мира, сформировать необходимые для ребенка представления о нем, привить навыки активности и самостоятельности.
Дети с ограниченными возможностями здоровья не исключение. Для того чтобы ребенку с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) адаптироваться в нашем мире, ему, как и всем детям, необходимо познать все, что его окружает.
Окружающий мир каждый ребенок познает через взаимодействие с ним с помощью органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса. При этом ему просто необходимо трогать кого-то или что-то руками, а «особому» ребенку тактильный контакт нужен в двойном размере.
ЗАЧЕМ НУЖНЫ ЭТИ ПРИКОСНОВЕНИЯ?
Тактильный контакт — это общение, которое происходит на уровне сенсорных рецепторов, имеющихся в нашей коже и даже мышцах, суставах, а также во внутреннем ухе. Этот контакт является самым первым методом общения людей в раннее время и остается таким и сейчас, ведь после рождения человек не способен воспринимать речь и визуальную картинку сразу. Ученые утверждают, что без осязания, даже имея хорошо развитые зрение, слух и речь, процент выживания существенно бы снизился. Тем более это универсальный вид связи, который может объединить разные народы без понимания языка.
В течение всей своей жизни человек прикасается ко множеству различных вещей. При этом благодаря особенностям строения кожного покрова он ощущает свойства того предмета, до которого дотрагивается, — холодный он или горячий, мягкий или жесткий, гладкий или шершавый и т.д. Нечто подобное возникает и во время прикосновений к другому человеку или животному.
Тактильные контакты происходят между всеми живыми существами. Для многих животных это своеобразный способ общения, получения нужной информации и даже самозащиты.
Для детей тактильный контакт выступает не только способом познания окружающего мира, но и мощным оружием в качестве защиты от негатива и любых невзгод.
Основой благотворительного проекта ГУК ТО «Тульский областной экзотариум» «Лапа поддержки» стало общение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, с животными посредством тактильного контакта.
Животные с древних времен являются постоянными спутниками человека. Особое влияние они оказывают на детей. Поэтому в первую очередь работа в рамках нашего проекта началась с детей с ОВЗ и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, приходящих в экзотариум на индивидуальные занятия и находящихся в социально-реабилитационных центрах, домах ребенка, детских домах, воспитательных колониях, школах-интернатах и т.д. Эти дети встречаются с питомцами экзотариума на территории своего учреждения, куда животные приезжают регулярно.
Для ребят с ОВЗ и ребят, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, разрабатывались специальные программы экологического просвещения и психологической поддержки, были написаны конспекты занятий и сценарии праздников, специально подобраны контактные животные, которые обязательно присутствовали и присутствуют до сих пор на каждом нашем занятии.
Каждая встреча «особого» ребенка с животным — это не только возможность увидеть питомца экзотариума и погладить его, но и получить на нашем занятии новые знания, умения и навыки.
Дети чаще, чем взрослые, очеловечивают четвероногих друзей, обращаясь с ними как со своими сверстниками. Животные всегда найдут время, чтобы выслушать, они никогда и никому не расскажут о тайнах ребенка, не предадут и не пойдут на него ябедничать. Это идеальные собеседники — во всяком случае, идеальные слушатели. Поэтому ребенок всегда может пообщаться с животным, пришедшим на наше занятие (даже если этот ребенок неговорящий), поздороваться, понаблюдать за зверьком, а может быть, и шепнуть ему что-то сокровенное на ушко. А как ценна дружба с какой-нибудь зверюшкой для детей с ОВЗ, у которых круг общения чаще всего ограничен!
Контактируя с животными, ребенок испытывает положительные эмоции, получает первые знания о них: узнает названия и различия между разными животными, знакомится с их поведением, частями тела, покровами, пищевыми предпочтениями, местом обитания и т.д.
При близком общении с питомцами экзотариума у ребенка прекрасно развивается сенсорика, что просто необходимо детям с различными заболеваниями. Такой друг лучше любой игрушки. В общении с ним ребенок учится воспринимать животное через органы чувств: чувствовать форму, величину и цвет, а также запах, расположение в пространстве, тип движений, мягкость шерсти и ее фактуру и т.д.
Кроме того, в наши занятия для детей с ОВЗ входит знакомство ребят с простейшими профессиональными инструментами для ухода за животными (пинцет, крючок, пульверизатор) и трудовыми операциями. Под руководством взрослых ребенок приобретает первые навыки по уходу за новым другом: посадить зверька в контейнер, подобрать продукты на обед животному и покормить его с помощью пинцета и т.д. Ребята видят, что занимаются полезными делами, и чувствуют себя нужными! А ведь детям с особыми потребностями особенно необходимо подтверждение их нужности, пользы, значимости в виде наглядного результата.
Чувство отверженности, непонимания и отторжения обществом — это проблемы, с которыми сталкиваются дети с ограниченными возможностями здоровья. Общаясь с животными, ухаживая за ними, ребенок с ограниченными возможностями здоровья, попавший в трудную жизненную ситуацию, учится устанавливать позитивные отношения с другими, основанные на эмпатии, толерантности, доброжелательном сотрудничестве.
В ходе такого общения с питомцами экзотариума у детей развивается и чувство прекрасного: ребята учатся видеть естественную красоту животных. А эта красота, в свою очередь, стимулирует детское творчество, присутствующее на каждом нашем занятии (аппликации из различных материалов, рисование, лепка), в котором каждый ребенок стремится отразить свои переживания от встречи с новым четвероногим другом, пришедшим к нам на встречу.
Более 10 лет ведется работа по благотворительному проекту Тульского экзотариума «Лапа поддержки». За это время мы провели большое количество занятий и праздников с «особыми» детьми не только в Туле, но и по всей Тульской области. Многие ребята, занимающиеся на базе экзотариума, стали учениками нашего проекта на долгие годы (есть ребята, посещающие занятия в экзотариуме по 3-5 лет). А в последние годы к «Лапе поддержки» присоединились взрослые люди с ОВЗ разного возраста: молодежь (18-40 лет) и пожилые люди.
ЧТО ЖЕ ПОЛУЧАЮТ ЛЮДИ С ОВЗ НА НАШИХ ЗАНЯТИЯХ?
Для взрослого человека в ходе таких занятий решается ряд проблем, вызванных стрессовыми ситуациями и дефицитом общения: социализация, самореализация и повышение самооценки, общение, улучшение психического состояния. И, конечно же, нельзя забывать об удовольствии и положительных эмоциях, полученных от близкого контакта с братьями нашими меньшими.
Ребята, участвующие в нашем проекте, стали менее агрессивны, вспыльчивы и подозрительны, чаще идут на уступки и компромисс. Они более активны и менее тревожны. Общаясь с животными, дети привыкли считаться с другими людьми, стали более чувствительными к ощущениям и настроениям других, научились терпимости и самоконтролю. Ребята получили новые знания, умения и навыки. Много времени на наших занятиях было уделено развитию моторных функций, способствующих формированию у детей разнообразных двигательных навыков и ставших толчком для лучшего развития речи.
Конечно, не только животные внесли и вносят свою лепту в развитие детей с различными заболеваниями. На наших занятиях много времени посвящено специально подобранному и разработанному с учетом различных заболеваний, возрастных и индивидуальных особенностей методическому материалу. Например, в последние годы специально для людей с ОВЗ, в том числе слепых и слабовидящих, были составлены и напечатаны специальные тактильные книги, в которых есть выпуклые картинки с изображением питомцев экзотариума, их фотографии, небольшой плоскопечатный текст и текст по Брайлю с интересными фактами о животных. Такие книги стали незаменимыми помощниками для всех категорий «особых» детей на наших занятиях и незрячих посетителей библиотеки, для которых нет возможности пообщаться с питомцами экзотариума поближе. Но именно присутствие животных и тактильный контакт с ними делают эти встречи для детей и взрослых людей незабываемыми.
// Музей. – 2022. – № 8. – С. 45-48.
1310
Похожие статьи:
Оценка пользователей: