Событийная инклюзия и не только
«Инклюзивный фестиваль», «Пятницы в Пушкинском», тактильные выставки и образование на жестовом языке — все это части масштабного проекта «Доступный музей», реализуемого в ГМИИ им. А.С. Пушкина с 2016 года.
Восприятие искусства любым зрителем имеет определенные границы. Границы могут быть обусловлены как физическими, так и психологическими факторами, уровнем образования и гибкостью памяти, степенью эмоциональной восприимчивости и любопытства. В этой условной шкале барьеры, связанные с состоянием здоровья, — наименее существенные. Людям с инвалидностью нужно всего лишь помочь осуществить контакт с искусством — помочь увидеть живопись, услышать экскурсию, понять задачу мастер-класса, физически добраться до места его проведения.
Специально для того, чтобы преодолевать барьеры, в Пушкинском музее был инициирован проект «Доступный музей». Его цель — помогать людям с особыми потребностями не только находить оптимальный формат взаимодействия с музеем и его коллекцией. В постоянной экспозиции ГМИИ им. А.С. Пушкина — около 600 тысяч экспонатов, а исторический диапазон коллекции — несколько тысячелетий. Находясь в достаточно компактном пространстве экспозиции, можно познакомиться с памятниками различных культур и цивилизаций, расширив тем самым представления об окружающем мире.
На протяжении многих лет ГМИИ им. А.С. Пушкина сотрудничал с различными фондами и ассоциациями, оказывающими поддержку инвалидам, а также коррекционными учреждениями Москвы и Подмосковья. В 2006 году при активном участии И.А. Антоновой в Детском центре «Мусейон» была создана мастерская арт-терапии, которой накоплен большой опыт проведения занятий для детей с особенностями развития. С 2015 года работает музейная программа «Аутизм. Дружелюбная среда» совместно с фондом «Выход». Дети с расстройством аутистического спектра вместе со своими родителями, педагогами и помощниками посещают специальные арт-терапевтические занятия, помогающие их адаптации в социуме и расширению кругозора. Соприкасаясь с цветом, с красками, они не только изучают различные техники и приемы живописи, но и открывают в себе огромный творческий потенциал, который дает толчок к развитию, преодолению различных страхов и ограничений.
Еще один проект «Новая жизнь вместе с музеем» реализуется при мастерской арт-терапии в партнерстве с Благотворительными фондами «Волонтеры в помощь детям-сиротам» и «Новая жизнь». Он адресован семьям с приемными детьми с особыми потребностями. Для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, общение с искусством становится духовной опорой и поддержкой. Новая семья для него — это новая страница жизни, которую нужно заполнить новыми событиями, впечатлениям, знаниями, чем-то прекрасным и настоящим. Приобщая такие семьи к культуре, к великим достижениям мирового искусства, художник, педагог и арт-терапевт старший научный сотрудник музея М.Г. Дрезнина проводит занятия как в экспозиции, так и в художественной студии центра «Мусейон», где дети выполняют творческие задания.
Своим успехом названные проекты во многом обязаны сильным партнерам: благотворительным фондам «Колесо обозрения. Откроем детям искусство!», «Выход», «Волонтеры в помощь детям-сиротам», «Большая перемена», ГБУ «Психоневрологический интернат № 33», Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы», сотрудничеству с Институтом возрастной физиологии РАО и многим другим.
Однако все описанные выше мероприятия предназначались лишь посетителям с особыми потребностями, как бы замыкая их в собственной среде. Новаторством проекта «Доступный музей» является объединение выставочных и образовательных инициатив, направленных на создание удобной среды для всех наших посетителей, не делая различия между ними.
В конце 2016 - начале 2017 года при поддержке Сбербанка в ГМИИ им. А.С. Пушкина состоялась выставка тактильных картин «Видеть невидимое», воспроизводящих знаменитые полотна из собрания музея. В 2017 году выставка отправилась в путешествие по регионам России. Она успешно прошла в Казани, Екатеринбурге, сегодня гостит в Омске, а впереди — Волгоград, Воронеж, Новосибирск и Хабаровск. Тактильные картины, доступные для всех, теперь включаются и в экспозиции временных выставок, проходящих в ГМИИ (уже состоялись выставки «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945-1968», «Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе. Из собраний Италии и России»).
С октября 2016 года инклюзивным стал и ежегодный музейный фестиваль «Пятницы в Пушкинском», который проходит с 2014 года. Так, в новом сезоне 2017 года состоялось четыре беседы из цикла «...и дум высокое стремленье» Наталии Басовской, а также беседа из цикла «Знаменитые русские об Италии» Алексея Кара-Мурза. Статичная форма проведения мероприятия позволила соединить две группы наших посетителей: слышащих и неслышащих, тем самым раздвинув социальные границы. Ведь в отличие от экскурсий для слышащих посетителей, которые могут слушать речь экскурсовода и смотреть на объекты, экскурсия для глухих и слабослышащих строится иначе: необходимо уделять время не только рассказу, но и осмотру экспонатов. Проведены экскурсии на жестовом языке по временным выставкам, а также по постоянной экспозиции в Главном здании (Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков, Отдел личных коллекций). Так, были проведены экскурсии на жестовом языке по временным выставкам: «"Багатели" Василия Кандинского. Живопись на стекле, акварели и рисунки. 1915-1920. К 150-летию со дня рождения», «Ясумаса Моримура. История автопортрета», «Грузинский авангард: 1900-1930-е Пиросмани, Гудиашвили, Какабадзе и другие художники. Из музеев и частных собраний», а также «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945-1968». А также состоялось 5 экскурсий по выставке «Венеция Ренессанса» с переводом на жестовый язык.
Для разных посетителей с нарушением слуха мы предлагаем разные форматы занятий. Кому-то удобнее воспринимать знания от экскурсовода, владеющего жестовым языком, другие придерживаются мнения, что формат «гид+переводчик» более информативен и интересен. При планировании и проведении мероприятий, ориентированных на глухих и слабослышащих посетителей, всегда необходимо учитывать своеобразие и лексические особенности жестового языка. '
Для выявления потребностей посетителей с проблемами слуха было проведено анкетирование, которое касалось осведомленности о музейных мероприятиях, частоте посещений и т.д. Теперь мы можем обрисовать образ среднестатистического посетителя ГМИИ им. А.С. Пушкина с нарушением слуха: он посещает музей несколько раз в год, оценивает качество посещения как очень хорошее или хорошее, приходит на мероприятия фестиваля «Пятницы в Пушкинском», которые переводятся на жестовый язык, узнает об этих мероприятиях от друзей или знакомых, хотел бы появления постоянного экскурсовода, владеющего жестовым языком, и готов платить не более 200 рублей за один визит в музей.
Внедрение инклюзивных мероприятий позитивно сказалось на общей статистике музейных посещений. С осени 2016 года аудитория с различными особенностями жизнедеятельности во всех зданиях музея возросла в 2 раза, всего же за 2016 год музей посетили 33 605 человек с различными категориями инвалидности.
Когда этот номер журнала «Музей» уже был в типографии (с 25 сентября по 1 октября), в ГМИИ им. А.С. Пушкина состоялся «Инклюзивный фестиваль», который объединил мероприятия, предназначенные для посетителей с особыми потребностями, музейных профессионалов и всех желающих. Задачей фестиваля стало преодоление физических и коммуникативных барьеров, обмен ощущениями, знаниями и впечатлениями, связанными с посещением музея у разных категорий музейных посетителей. Они получили возможность посмотреть спектакль «Гамлет» на жестовом языке, принять участие в пластических мастер-классах с незрячими актерами, посетить занятия искусствоведов и педагогов ГМИИ им. А.С. Пушкина, принять участие в лекциях, концертах и кинопоказах.
Одновременно с работой над созданием дружелюбной среды и активным вовлечением новой аудитории, ГМИИ им. А.С. Пушкина использует вспомогательные технологи при разработке специальных проектов. При поддержке Росбанка был представлен образовательный видеокурс для глухих и слабослышащих посетителей постоянной экспозиции Галереи искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков из десяти видеороликов на жестовом языке, которые рассказывают об истории картины, биографии и особенностях стиля художника. В сентябре 2017 года такой же видеокурс на жестовом языке создан и по Главному зданию музея.
На XIX Международном фестивале музеев «Интермузей-2017» на стенде ГМИИ им. А. С Пушкина была представлена ЗD-модель Музейного городка. С помощью тактильной модели слепые и слабовидящие люди получили представление о будущем музея, а зрячие посетители главного музейного фестиваля страны открыли для себя тактильный опыт восприятия и ощущения невидящих людей благодаря темным очкам, которые выдавались на стенде. Для глухих и слабослышащих была предложена экскурсия о Музейном городке на жестовом языке.
На сегодняшнем этапе, когда масштабная реконструкция зданий музея еще впереди, составлена карта парковочных мест для посетителей ограниченными возможностями, многие сотрудники музея прошли повышение квалификации по работе с особыми посетителями, разработан план инструктажа различных музейных служб, сталкивающихся с ними в своей работе. Здание Галереи искусств стран Европы и Америки XIX-XX веков оснащено лифтами, а Главное здание Музея – инвалидными колясками. Полностью инфраструктура для маломобильных посетителей будет организована на территории Музейного городка к 2019 год
852
Похожие статьи:
Оценка пользователей: