Поиск по сайту:
ПРОЕКТЫ: ПРОГУЛКИ ПО ТУЛЕ: ДОСТУПНЫЙ ПАРАТУРИЗМ

Мы в социальных сетях

ВКонтакте Odnoklassniki Youtube

Музейно-образовательная программа в дошкольном учреждении для детей с нарушениями слуха

28.03.2019 11:20

В современной системе образования актуальным является вопрос обучения и воспитания слабослышащих детей, создания полноценной слухоречевой среды как базы развития их связной устной речи, слухового восприятия и интеллектуального развития в целом.

Теоретически обоснован и практически доказан тот факт, что большое значение в умственном и личностном развитии указанной категории детей имеет уровень сформированности у них речевых компетенций.

Развитие речи с достаточно развернутой, логически построенной тек­стовой структурой – это длительный и сложный процесс, который может осуществляться в рамках реализации музейно-образовательных программ.

Процесс реализации музейно-образовательной программы – это, в первую очередь, увлекательные занятия для детей с нарушениями слуха, а относительно обучающей и воспитательной функций – это педагогическое условие усовершенствования процесса создания речевой среды.

Совокупность различных направлений, объединенных общей темой и подчиненных единой педагогической цели, становится основой музейно-образовательной программы, направле­ниями которой являются: информирование, обучение, развитие творческих начал, общение и отдых.

Создание музея в условиях образовательного учреждения необходимо по ряду объективных причин:

  • Использование экспонатов музея помогает выйти за круг явлений, до наблюдения, и показать то, что удалено территориально, во времени или просто невидимо ребенку Важная особенность экспонатов – их статичность, дающая возможность подробно рассмотреть их, описать, установить между ними содержательные связи.
  • Рациональное и интересное, с точки зрения творческого подхода, исполь­зование образовательного пространства группы детского сада, позволяющее разнообразить детскую деятельность, что в конечном итоге дает высокий личностный развивающий эффект.
  • Экспозиции музея помогают формировать в течение определенного времени не только конкретные представления об объектах музея (учитывая его профиль), но и знания, обобщенные представления о них, которые позволяют детям в дальнейшем ориентироваться в новых фактах в других условиях.

Практическая сторона данного вопроса свидетельствует о том, что в условиях дошкольного образовательного учреждения невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини-» отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Важная особенность мини-музеев – участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут участвовать в обсуждении его те­матики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп могут проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.

Работу по созданию мини-музея можно разделить на три этапа:

  1. Подготовительный этап. В начале работы коллектив группы (дети, педагоги) вместе с родителями определяют тему и название мини-музея, разрабатывают его модель, выбирают место для размещения.
  2. Практический этап. Взрослые и дети, следуя своим моделям, создают мини-музеи в группах.
  3. Подведение итогов. Исключительно важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии). И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны.

Одним из новых и перспективных направлений речевого и познавательного развития детей дошкольного возраста с нарушениями слуха является ознакомление их с основами музейной работы через введение в их словарь нового речевого материала как инструментария интеллектуальной и коммуникативной деятельности, через знакомство с правилами и нормами поведения в заданной ситуации, через побуждение к самостоятельности высказывания (например, при проведении экскурсии).

Развитие речи как интеллектуальной деятельности должно стать важным моментом коррекционно-педагогического воздействия в дошкольном образова­тельном учреждении и трансформироваться в занимательные, познавательные и интересные занятия для детей, тем самым варьируя основные заданные программой цели педагогического процесса.

Ребенок должен научиться выражать свои мысли, используя в своей речи разнообразные, грамматически оформленные, логически построенные словесные повествования, высказывания, и суметь ответить на вопросы разной конфигурации по определенным заданным темам. Обучение устной речи (ее восприятию и воспроизведению) ведется на осмысленных речевых единицах: словах, словосочетаниях, фразах и текстах. Это обусловлено необхо­димостью формировать устную речь слабослышащего ребенка не только как средство общения, но и как средства интеллектуальной деятельности.

Речевой материал, который дети учатся воспринимать на слух и произносить, должен отвечать следующим требованиям:

  • Быть знакомым детям (знакомство с ним происходит на занятиях по развитию речи, ознакомлению с ( окружающим, в играх и т. п.).
  • Быть наиболее актуальным для целей выражения мысли и общения, часто употребляемым в общении детей со взрослыми и друг с другом.
  • Соответствовать целям работы по развитию речи на определенном этапе, варьируя задачи педагогического воздействия.

Способом выражения разговорной фразовой речи выступает преимущественно устная форма речи (либо устно-дактильная). Но при обучении детей этому виду речи применяются в качестве дополнительной опоры и таблички с напечатанными на них выражениями разговорного вида, для введения которых в речь детей педагог специально привлекает к ним внимание.

Раскрытию содержания коррекционного воздействия, направленного на развитие речи слабослышащих детей, его актуальности и доступности способствует используемый на занятиях дидактический материал.

Проект «Музей транспорта» разработан и представлен в виде игрового комплекса, наглядно-демонстрационного и информационного материала в группе дошкольного об­разовательного учреждения для детей с нарушениями слуха.

Ознакомление с представленным дидактическим материалом определено следующими основными задачами:

1. Ознакомление с основными понятиями о транспорте, названиями, функциями.

  • игровой материал в виде макетов дорожного, рельсового, воздушного и водного транспорта;
  • стена-демонстрация с изображенным на ней транспортом и местом его функционирования, использования;
  • плакаты с изображенным транспортом специальных служб;
  • пазлы;
  • кубики;
  • аппликации и рисунки транспорта, выполненные детьми на занятиях;
  •  загадки про транспорт;
  •  демонстрационный дидактический материал с описанием строения транспорта;
  •  трафареты, раскраски, наклейки, используемые в последующем на занятиях;
  •  книги о транспорте;
  •  демонстрационный материал с изображением детского и юношеского транспорта;
  •  конструктор, позволяющий детям, развивая моторику, мышление и воображение, собирать тот или иной вид транспорта из мелких и крупных деталей;
  •  игра «Найди силуэт»;
  •  фото с участием детей «Мой первый транспорт»;
  •  марки с изображением транспорта.

2. Ознакомление с историей создания транспорта:

  • исторические «ленты», отображающие эволюционное развитие транспортных средств, «Так развивался транспорт» – названия, описание возможностей его использования;
  • информационная книга «Транспорт. Что было давно. Что есть сейчас. Что будет потом», где представлена подробная информация об истории развития транспорта с картинками и описаниями, сравнения старинного и современного транспорта, транспорта будущего, возможностей их передвижения.

3. Ознакомление с правилами дорожного движения.

  • демонстрационно-раздаточный материал «Знаки дорожного движения», их описание, ознакомление с соответ­ствующими им правилами;
  • знакомство со светофором, соответствием каждого цветового сигнала определенному правилу;
  • демонстрационный материал, основная значимость которого – ознакомление с профессией полицейского (регулировщика) дорожного движения, с поведением пешеходов на улице: дороге;
  • игра «Правила дорожного движения» на соответствие знака его описанию:
  • разработанный наглядно–демонстрационный комплекс «Наш город», в котором представлены дороги, здания, грузовой, легковой транспорт водный транспорт пешеходные переходы, дорожки, макеты людей, что, в свою, очередь, позволяет в полной мере перенести различные реальные ситуации на дорогах и улицах города в игровой процесс в рамках данного комплекса, воспроизводить, создавать различные проблемные ситуации, требующие от детей правильного решения, выработки тактики правильного поведения в той или иной ситуации на улице или на дороге.

Предлагается следующий краткий речевой материал, который соответствует данным задачам в рамках проекта:

Транспорт бывает подземный (метро) и наземный. дорожный транспорт едет по дороге. Рельсовый транспорт едет по рельсам. Воздушный транспорт летит в небе (в воздухе).

Водный транспорт идет по воде. Трамвай, поезд – это рельсовый транспорт. Автомобиль, грузовая машина, автобус, троллейбус, велосипед, мотоцикл – это дорожный транспорт. Самолет, вертолет, ракета – это воздушный транспорт. Пароход, лодка, плот – это водный транспорт.

Это улица. По дороге, по рельсам едет транспорт. По тротуару ходят люди (пешеходы). Это дорога. Бегать по дороге нельзя. Можно переходить дорогу по пешеходному переходу. Пе­шеходный переход. Нельзя переходить дорогу. Милиционер регулирует движение, останавливает машины, следит за порядком, помогает пешеходам. Внимательно посмотри на дорогу. Посмотри направо. Посмотри налево. Нет машин – можно идти. Тротуар. Пешеходы ходят по тротуару. На­земный/подземный переход. Проход закрыт. Остановка. Люди стоят на остановке, ждут транспорт. Остановка трамвая (автобуса, троллейбуса). Это светофор. Светофор для людей: красный свет – нельзя идти, зеленый свет – можно идти. Светофор для. машин: красный свет – нельзя ехать, желтый свет – приготовились, зеленый свет – можно ехать. Машины стоят – люди идут. Машины едут – люди стоят (ждут). Нельзя играть около дороги. Нужно смотреть на свет светофора.

Это карета. Давно (раньше) не было машин, была кареты. Люди сидели в карете, люди ехали в карете. Карету везет лошадь. Карета удобная. Похожа на автомобиль.

Это автомобиль. Водитель ведет автомобиль. В автомобиле есть двери (чтобы заходить в машину, чтобы выходить из машины), стекло, салон (кресла), колеса (4 колеса), зеркало (чтобы видеть другие машины), фары (свет), руль (поворачивать), мотор, двигатель (без него машина не едет). На колесе шина (если лопнет шина, колесо не будет ехать, работать). Старинные автомобили делали давно, эти машины делали раньше. Новые машины делают сейчас. Российские автомобили делают (делали) в России: «Газ», «Москвич», «Волга», «Жигули», «Нива», «КАМаз», «Лада». Транспорт будущего будут делать потом. Гоночные автомобили – автомобили для гонок. Ралли – гонки на автомобилях. На гонках машины едут очень быстро – кто приедет первый, тот выиграл. Детский транспорт: коляска, велосипед, самокат, машинка, мопед.

Это трамвай. Раньше трамвай везла лошадь. Лошади тянули вагон вверх, в гору. С горы вниз трамвай ехал (катился) сам, лошадь ехала в загоне за трамваем. Потом сделали двойной трамвай (два этажа). Трамвай двигается по проводам. Потом сделали шины, колеса. Из трамвая сделали автобус.

Это поезд. Паровоз. Вагон. Железная дорога. Товарный поезд (грузовой) везет товар (груз). Пассажирский поезд (вагон) везет людей (пассажиров).

Это велосипед. Дорожный велосипед (для прогулки, ездить на улице). Спортивный велосипед (для спорта, ездят спортсмены на играх). Гоночный велосипед (для гонок).

Это мотоцикл. Раньше была повозка с мотором.

Дирижабль. Воздушный шар. Самолет (военный, спортивный, пассажирский, грузовой). У самолета есть: кабина пилота (пилот ведет самолет), салон для пассажиров, двигатель, крылья, шасси (колеса).

Космический корабль, ракета, спутник летают очень высоко в небе, в космосе. Космонавт летит в космосе (в ракете).

Корабль, пароход. Рыболовное судно (ловить рыбу), военный корабль (служат моряки), грузовое судно, пароход (пассажирское судно везет людей).

Данная музейно-образовательная программа позволяет также осуществлять в рамках игрового и наглядно­демонстрационного проекта «Музей транспорта» реализацию задач речевого и познавательного развития по разным тематическим направлениям, предусмотренным программой обучения и воспитания слабослышащих детей в условиях специального (коррекционного) дошкольного образовательного учреждения.

Первое занятие проводит учитель-дефектолог в рамках программного курса. Это стандартизированное занятие по развитие речи имеет определенную тематическую направленность (например, «Транспорт. Улица»).

Основные задачи данного занятия:

пополнение словаря по теме (с использованием табличек с напечатанными словами и фразами, устно-дактильно, устно);

обучение четкости произношения (у детей с высоким уровнем речевого развития), сопряжено-отраженному проговариванию, приближенному проговариванию;

развитие внимания к артикуляции педагога, речевой активности, памяти, умения поочередного выполнения за­дания (планирование и контроль).

Второе занятие направлено на развитие речи и ознакомление с «Музеем транспорта», его экспонатами, направлениями музейной работы. Педагог – участник занятия, как и дети. Педагог контролирует поведение детей, внимание, речевую деятельность детей, побуждает к речевой активности.

Основные задачи данного занятия:

пополнение и закрепление изучаемого речевого материала по теме при рассмотрении макетов, плакатов, реальных предметов;

развитие речевой активности в процессе действий с реальными предметами (обязательна четкая тематическая направленность);

развитие интереса к изучаемой теме.

Третье занятие направлено четко на закрепление изучаемой темы и проводится в виде игры – дидактической, или сюжетно-ролевой (в упрощенном варианте).

Четвертое занятие проводится в виде экскурсии, которую дети проводят для своих сверстников либо для детей более младшего возраста.

После закрепления данного мате­риала на последующих четырех занятиях дается новый речевой материал.

Программа обучения и воспитания слабослышащих детей предусматривает повторное изучение (повторение) пройденных тем.

Также дети могут организовывать в данном помещении свою свободную деятельность, играть, рисовать, читать, учить загадки и стихотворения.

Мы разработали примерный алгоритм поэтапного проведения педагогической работы в рамках данного проекта:

  • логические задания (дети отгадывают загадки про транспорт);
  • классификация транспорта (дети называют транспорт и обозначают пространство его передвижения);
  • знакомство с музеем («место, где можно увидеть разный транспорт; старый, новый, узнать строение транспорта, прочитать книги о транспорте...»);
  • обозначение функциональной принадлежности транспорта (для чего нужен транспорт);
  • игровая деятельность (дети самостоятельно играют в специально оборудованном игровом комплексе музея транспорта, педагог в роли наблюдателя, не указывается правил игры);
  • знакомство с историей создания транспорта;
  • знакомство с правилами дорожного движения, поведения на дороге;
  • игровая деятельность (дети играют под контролем педагога, соблюдая правила поведения на дороге: роли пешеходов, водителей, полицейского;
  • ответы на вопросы (педагог проверяет усвоенный материал);
  • подготовка детей к самостоятельному рассказу о транспорте (экскурсия для других детей).

Одной из приоритетных задач проекта также является условие создания некой временной интеграции, когда на экскурсию в музей транспорта приглашаются дети с сохранным слухом, и при этом слабослышащий ребенок выступает в роли не только слушателя, но и экскурсовода.

Превращение пассивного «слушателя» в «экскурсовода» – это трудоемкий и длительный процесс, в результате которого ребенок может свободно ориентироваться в изученных понятиях и ситуациях, может составить связный устный рассказ и ответить на поставленные вопросы детей или взрослых. А это, в свою очередь, свидетельствует о перспективности и результативности данного проекта.

Литература:

  1. Аврова А. Музей, который не слышно // Мир музея. – 2007. – № 10.
  2. Головчиц А. А. Дошкольная сурдопедагогика: воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха. – М.: ВЛАДОС, 2001.
  3. Лысикова Н. Музейная андрагогика: понятие и основные направления развития // Мир музея. – 2007. – № 3.
  4. Носкова А. П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. – М.: ВЛАДОС, 2004.
  5. Пелымская Т. В. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом. – М.: ВЛАДОС, 2003.
  6. Речицкая Е. Г. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха. – М.: ВЛАДОС, 2002.
  7. Сергеева Т. А. Музейная терапия в реабилитации детей с отклонениями в развитии // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2005. – № 1.

В.А. Хардина



844

Похожие статьи:



Возврат к списку

Оценка пользователей:
(0)

Добавить комментарий


 
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений