Поиск по сайту:
ПРОЕКТЫ: ПРОГУЛКИ ПО ТУЛЕ: ДОСТУПНЫЙ ПАРАТУРИЗМ

Мы в социальных сетях

ВКонтакте Odnoklassniki Youtube

Ознакомление с родным городом средствами музейной педагогики

28.03.2019 11:24

Будущее – это наши дети, и именно их нужно воспитывать и духе традиций, уважения и любви к своим родным, дому и Родине. Необходимо помочь ребенку осознать многообразные связи, существующие между нами и нашими предками. Поскольку мышление и сознание начинают формироваться с раннего возраста, ребенок нуждается в грамотной и заботливой помощи взрослых наставников – педагогов, воспитателей, родителей. На помощь взрослым пришла довольно молодая отрасль педагогической науки – музейная педагогика.

Музейная педагогика – процесс направленного воздействия на ребенка музейными средствами с целью формирования у него определенных навыков поведения в данной культурной среде, умения получать информацию непосредственно от экспоната и воспринимать визуально-пространственный язык экспозиции.

В детском саду № 20 создала свой музей историко-краеведческого направления. Детский сад удален от центра города и расположенных в нем музеев. Дошкольники чувствуют себя ограниченно в условиях обычного музея (нельзя громко говорить, трогать экспонаты, быстро двигаться). Поэтому даже частые посещения музеев не дают желаемого результата.

Создавая музей на базе детского сада, мы предположили, что это даст возможность практического претворения новых педагогических идей и методик. Кон­цептуальная основа музейно-образовательной среды ДОО – культурологический подход к дошкольному образованию. Проектная технология выступает как способ организации образовательной среды и деятельности педагогов и детей. Коллективом детского сада под научным руководством С.А. Лебедевой был разработан проект «У истоков родной земли».

Цели:

  •  приобщать к музею;
  •  формировать положительное отношение к окружающей действительности;
  • стимулировать стремление ребенка к осмыслению и определению этого отношения, отражению его в собственной деятельности.
Задачи:
  •  знакомить с историей своего города, его достопримечательностями;
  •  учить видеть и оценивать историко-культурный контекст окружающего;
  •  формировать положительное отношение и вкус к музейным ценностям;
  • расширять кругозор, формируя интерес к музейным экспонатам;
  • развивать способность воспринимать музейную информацию, понимать «язык» музейной экспозиции;
  • воспитывать любовь к родному краю, уважение и бережное отношение к традициям предков.

Принципы работы по проекту

Принцип личностно-ориентированного подхода позволяет учитывать потребности, интересы и возможности каждого ребенка.

Деятельностный принцип позволяет строить педагогический процесс на основе ведущей деятельности дошкольника – игровой в сочетании с другими видами детской деятельности.

Компетентностный принцип, ориентирует педагогический процесс на формирование у детей практического опыта, проявляющегося в умении эффективно применять полученные знания в разных видах деятельности.

Принцип интеграции обеспечивает взаимодействие различных разделов образовательной программы и видов детской деятельности.

Музей, хранитель подлинных свидетельств о прошлом, по-прежнему остается уникальным, незаменимым проводником в мир истории и культуры, а музейная педагогика со своими методами и средствами способна усилить воздействие музея на любознательную душу ребенка.

В музейной педагогике важно дать детям представление о том, что процесс становления и развития окружающего мира сложен и длителен, но не менее сложен и интересен путь его познания.

Ребенку необходима помощь в осознании многообразия связей, существующих между нами и нашими предками. Лишь тогда исчезнувшие во времени и цивилизации культура, традиции прошлого и нравственные ценности приобретут для ребенка особое значение, став важными и актуальными сегодня. Понятной и близкой станет задача – не растерять тот огромный исторический и культурный опыт. Накопленный и оставленный нам в наследство нашими предками. Сокровища музеев оказывают неоценимое и уникальное и воспитательное воздействие.

Музейная педагогика призвана посеять в сознании до­школьника зерна исторической памяти, исторического сознания и музейной культуры, которые должны дать всходы в будущем.

Дошкольнику понятно и близко то, что находится в не-посредственном его окружении. Дети способны воспринимать разнообразный музейный материал, качественно использовать знания и опыт, полученный во время посещения экспозиций, однако эффективность познавательного и воспитательного процесса заключается в адаптированности и форме подачи информации, использовании интерактивных средств, грамотной организации познавательно-досуговой деятельности. Для детей дошкольного возраста не столько важен материал музейной экспозиции, сколько форма его презентации. Им доступна лишь информация, преподнесенная в яркой образной и игровой форме. По определению И.Г. Песталоцци, в процессе обучения должны быть задействованны «ум, сердце и руки», т.е. детям  присущ наглядно-действенный путь познания. По-этому их особенно интересуют красочные интерактивные выставки, действующие модели, возможность потрогать экспонат руками. Малышам противопоказаны монологические экскурсии. Наиболее соответствуют психологическим возможностям детей интегрированные виды деятельности, включающие элементы игры, творческие задания (найти спрятанный предмет, дорисовать отсутствующие на картинке фрагменты, собрать близкие по смыслу объекты, восстановить интерьер, одеть героя). Такая форма подачи музейного материала вызывает у детей положительный эмоциональный отклик, а встреча с музеем становится радостью, незабываемым фактом в маленькой еще биографии ребенка. Апеллируя к эмоциональной сфере ребенка, можно решить такую сложную задачу, как включение в мир культурно-исторических ценностей.

Первое ознакомление с музеем происходит во второй младшей группе. Дети привлекаются к совместному участию с родителями, старшими дошкольниками к развлечениям, проводимым в музее. В средней группе воспитатель приводит детей на экскурсию, знакомит с правилами посещения музея и его содержанием. Постепенно их учат смотреть, детально рассматривать, выделять главное, обобщать увиденное. Воспитывают бережное отношение к экспонатам, проводят музейные игры. В старшей и подготовительной к школе группах с детьми проводят занятия в музее. Они строятся на основе принципа интеграции и включают в себя: рассказ воспитателя, демонстрацию экспозиционных предметов, театрализацию, прослушивание музыкальных произведе­ний, музейную игру. Детям предлагаются творческие зада­ния с элементами изобразительной деятельности. При организации и проведении музейных мероприятий воспита­тели исходят из уровня подготовленности воспитанников, подбирают доступный материал. Ребенку недостаточно зрительного восприятия и словесного рассказа взрослого, ему нужно использовать движение как способ постижения нового. Детям разрешается не только трогать объект, но и играть с ним, брать на себя роль. Воспитатели используют «искусствоведческую» беседу, сочетающую наглядность и слово. Диалог включает элементы сказочности, сюрпризности. Взрослый предлагает всмотреться в экспонат. Музейная педагогика предполагает взаимосвязь экспозиции музея с деятельностью детей (игровой, продуктивной, художественно-речевой).

Основные направления деятельности педагогического коллектива по использованию средств музейной педагогики в воспитательно-образовательной работе с детьми:

  • создание в музее условий для эффективной работы;
  • освоение и использование технологий музейного образования;
  • работа с детьми по приобщению к музейным экспо­зициям.

Этапы работы по проекту

Информационный. Цель: подготовить детей к восприятию предметного языка культуры.

Ребенок получает первичные сведения о музее, его экспонатах. Проводится экскурсия, в ходе которой дети знакомятся с помещением, где находится музей, некоторыми наиболее интересными экспонатами (не более трех), которые обыгрываются воспитателем вместе с детьми.

Обучающий.Цель: помочь детям постичь сложный символический язык музея, погрузить в историческое прошлое родного города.

Дети включаются в диалог с воспитателем, изучают экспонаты. Знакомятся с музейной терминологией (разгадывают языковые загадки в игровой занимательной форме), культурой поведения в музее. Приобретают умения и навыки общения в процессе музейной коммуника­ции. Воспитатели обогащают представления детей о самобытности русской культуры. Обучение осуществляется в форме экскурсий, занятий и других форм.

Развивающий.Цель: развивать творческую деятельность и способности детей.

Помочь детям увидеть «музей вокруг себя, раскрыть перед ними историко-культурный контекст обыкновенных окружающих вещей, побудить изготавливать, находить «экспонаты».

Этап реализуется в формах студийной работы, театрализации, викторин, ярмарок, народных игр, костюмов, сказок, песен и танцев. Детям предоставляется возможность создания собственных экспонатов, которые затем становятся предметами выставки, игровыми мате- риалами и т.п. Привлекаются родители.

Формы работы по проекту

Педагоги: педагогический совет-дискуссия, работа по организации музейной комнаты, сбор экспонатов и их оценка, коллективное творческое дело, организация музейной экспозиции, методическое оснащение и изготовление дидактического материала, самообразование, планирование по культурологическому воспитанию и работе кружка «У истоков родной земли», работа творческой группы, педагогический час, консульта­ции, установление круга социального партнерства, заключение договоров о сотрудничестве, утверждение совместного плана работы по музейной педагогике с музейным комплексом, педагогические советы, методические рекомендации, работа педагогического коллектива по созданию культурной среды в ДОО, мини-консультации, информационные доклады, открытые просмотры, диспут, педагогический ринг, ярмарка педагогических идей, методическая копилка, педагогический тренинг, консультации специалистов, конкурс мини-музеев групп, презентация, описание экспонатов (составление паспорта комнаты-музея).

Воспитанники: диагностика; выставки детского рисунка («В городе родном», «Мой дворик», «Моя семья»); фотовыставка «Родная Шуя»; походы («В краю родном», «По Шуйским улочкам»); участие в оформление уголков в комнате-музее, кружок «У истоков родной земли»; экскурсии («Шуя – древний город», «Из бабушкиного сундука», «Из истории нашего города», «Природа нашего края», «В гостях у самовара», «Без инструмента как без рук», «Вечный огонь», «Шуйский Арбат»); целевые прогулки («Теза», «Луг», «Водоем», «Сеха», «Микрорайон Северный»); викторина «Что мы Родиной зовем», конкурс «Мама, папа, я – Шуйская семья»; игра-путешествие «Мой дворик»; организованная деятельность («Путешествие с Городовичком», «Русская красавица»); игра-экскурсия «Поеду в Шую, куплю гармонь большую», народные игры («Карусель», «Подушечка», шуйская осенняя ярмарка); музеи («Новогодняя игрушка», «От платка до лапотка», «Осенние праздники на Руси», «Колокольчики»); посиделки «Русская изба», театрализованное представление для детей «По страницам любимых сказок», конкурс чтецов «Шуйские поэты о родном городе», детская библиотека «Нарядиться по-русски», тематические встречи в комнате-музее, литературно-музыкальная композиция «День Победы», встреча с ветеранами.

Родители: анкетирование, информационные стенды, родительская почта, сбор экспонатов, совместное оформление комнаты музея; консультации («Традиции народной педагогики в воспитании детей дошкольного возраста», «Возможности использования музейной педагогики в ДОО»); дискуссия «Роль семьи в воспитании нравственных основ и чувств патриотизма», совместные экскурсии и походы, посещение литературно-краеведческого музея К.Д. Бальмонта; семейный клуб («Сядем рядком, поговорим ладком», «У свечи: семья сильна своими традициями», «Семейный альбом»); фотовыставки «Из поколения в поколение», «Мой дедушка»; видеотека, выставка «Вместе с бабушкой», обмен опытом «Семейные традиции в нашем доме», праздник «Масленица широкая» семейные посиделки «Кулинарный поединок», народное гулянье «Шуйская карусель» с привлечением семей с неорганизованными детьми, творческие проекты «Моя родословная», альбом «Моя семья»; выставки в комнате-музее («Из бабушкиного сундука», вещи из архивов семей, «Армейский калейдоскоп»); семейные газеты («Мама, папа, я – спортивная семья», «Мой день рождения», «Праздник в нашем доме», «Наш домашний любимец»); участие в выставках комнаты-музея («Мамы-рукодельницы», «Мягкая игрушка», «Чудо-ниточка», «Русская вышивка», «Волшебный лоскуток», «Бабушкин сундучок», «Необычная игрушка», «Народная игрушка»); день открытых дверей «Посещение комнаты музея», отзывы, предложения.

Формы деятельности музея, сложившиеся в результате систематической научно-исследовательской работы:

  • специально организованные мероприятия (ознакомление с предметами, формирование навыков музейных коммуникаций);
  • работа в музее как часть непосредственно организованной деятельности (создание образов, погружение в атмосферу старины);
  • тематические досуги («Шуйская карусель», «Бабушкины посиделки», «Рождественские колядки», «Масленица», «В гости пришла Марья-искусница», «Троица», «У самовара»).

В своей работе воспитатели отказались от практики ориентации на пассивного зрителя и придерживаются принципа интерактивности. Музейная атмосфера позволяет ввести ребенка в особый мир путем действенного познания, осуществляемого за счет накопления чувственных впечатлений от окружающих ребенка вещей.

Существенная особенность детского восприятия – лучшее усвоение детьми материала через осязание. Необходимым этапом развития ребенка выступает манипулирование предметами, так как осязание дополняет и обогащает зрительную информацию. И надо видеть глаза наших современных, неугомонных малышей, когда они сами, своими руками квасят капусту в кадке, настоящей деревянной. После закваски капусту едят с картошкой в «мундире», сваренной в чугунке. Неописуемый восторг вызывает настоящий черный чугунок, вынутый из русской печи на ухвате.

Невозможно на вербальном уровне объяснить ребятам значение давно вышедших из употребления таких слов, как: прялка, ухват, кочерга, ступа, коромысло и т.д. Только увиденные своими глазами, использованные в процессе игры вещи становятся знакомыми, узнаваемыми. И никогда бутафорские предметы не донесут этого смысла, не доставят такого восторга, не помогут постичь значения старины, которое так важно понять. Восприятие музейной информации требует большого умственного и физического напряжения, Сравнительная слабость произвольного внимания, быстрая утомляемость мешает ребенку подолгу стоять у музейной витрины.

Опыт показывает, что наиболее удачны и интересны для детей интегрированные виды деятельности, включающие в себя:

  • рассказ воспитателя;
  • демонстрацию музейного предмета из вспомогательного фонда (слайды, репродукции, фотографии, музыкальное сопровождение);
  • обыгрывание обрядов и традиций праздников;
  • продуктивные виды деятельности (роспись, лепка, аппликация, шитье и декорирование).
Часто во время организованной деятельности рождается целое действо. Например, в игре «Богатыри земли Шуйской» дети помогают кузнецу Ивану ковать подкову, зажигать лучинки, слушают песню «Эй, ухнем».

В продуктивной деятельности дети закрепляют усвоенный материал (придумай и раскрась рисунок прялки или распиши силуэт дымковской игрушки), приобретая личный опыт общения с предметом, например прялкой, свистулькой и т.п. Дети эмоционально легко входят в строй народной жизни, запоминая сведения о его свойствах, предназначении, исторических и культурных связях. Польза и красота, ярко и образно выраженные в предметах народных умельцев, становятся близки и понятны дет­скому восприятию. Живя в этой среде и проигрывая ситуации, они постигают законы жизни в обществе, систему человеческих ценностей, устройство мира. По-новому понятным и интересным становится для них содержание многих народных сказок, былин, в которых предмет зачастую играет ключевую роль (ковер-самолет, скатерть-самобранка, шапка- невидимка).

По вопросам преемственности музей работает со средней школой №2, в которой функционирует школьный музей. Старшие дошкольники детского сада посещают его ежегодно, а ребята начальных классов являются гостями нашего музея. Воспитатели детского сада совместно со школьниками проводят досуги и различные образовательные мероприятия.

Наш ДОУ стала привлекать внимание жителей района своей особой спецификой работы, что послужило дополнительным поводом для организации экскурсий как для родителей будущих дошкольников, так и для соседних детских садов.

В течение последних двух лет особый интерес проявляют сотрудники и воспитанники других детских садов, детского дома, с которыми мы с удовольствием делимся опытом работы, предоставляя уникальную возможность соприкоснуться с историей родного города, его лучшими традициями и историческими ценностями. Результаты не заставили себя долго ждать, и теперь они сами стали активными участниками наших традиционных народных праздников.

Одно из приоритетных направлений работы детского сада – нравственно-патриотическое воспитание. В связи с тем, что в общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, цинизм, немотивированная агрессия, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине, данное направление воспитания особо актуально на сегодняшний день. Воспитатели знакомят детей с героической историей города и его жителями. На встречи с детьми приходят ветераны Ве­ликой Отечественной войны. Такие встречи несут в себе душевное тепло, радость детям, воспитателям, родителям. Вместе мы листаем семейные альбомы, читаем стихи, поем песни. Ветераны нашего микрорайона — частые гости на народных праздниках, а особенно накануне Дня Победы. Ребята поздравляют ветеранов, а ветераны рассказывают детям о своем героическом прошлом. Дошкольники могут узнавать о традициях русского народа не из книг по истории, но и из прямого диалога с насто­ящими участниками исторических событий. Музей также работает в тесной взаимосвязи с городским Советом ветеранами.

Детским садом накоплен большой материал по истории родного города, изготовлены игры, оформлены альбомы открыток и плакатов. Родители активно помогают пополнению музея материалами, стали посещать музеи города с детьми.

В процессе осуществления проекта были созданы игры по ознакомлению дошкольников с родным городом: «Улицы города», «Звуковые загадки», «Путешествие по городу», «Что было и что будет», «Собери целое», «Парные картинки», «Откроем выставку изделий Шуйских предприятий», «Легенда старого города».

Проектирование регионального компонента на культурно-методических традициях с использованием средств музейной педагогики помогает успешно решать воспитательно-образовательные задачи, формировать Положительную направленность детей на освоение тради­ций ближайшего окружения, развивать художественно-творческую деятельность. Обеспечивает возможность развития самосознания и самоидентификации ребенка как представителя народа, национальной культуры. Обращение детского сада к историческим корням, традициям и обычаям народа способно активизировать потенциал личности и сохранить личностные качества ребенка. Позволяет обеспечить не только освоение культуры, но и возможность творить ее.

Таким образом, проект музейной педагогики расширяет социализацию детей, готовит к посещению музеев любого профиля, обогащает кругозор, способствует формированию картины мира.

Литература:

Козлова С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: учеб. пособие. М., 2002.

Лебедева С.А. Интегрированный подход в дошкольном образовании: учеб.-метод. пособие. Шуя, 2011.

Лебедева С. А., Перлова С.Н., Ткаченко Е.Ю. Ознакомление с родным городом средствами музейной педагогики: метод. рекомендации. Шуя, 2012.

Музееведение. Ребенок в музее (социологический и психологический аспект). М., 1993.

Программа по обучению, воспитанию и развитию детей дошкольного возраста «Родничок» / под ред. С.А. Лебедевой. М., 2009.

Лебедева С.А., канд. психол. наук,
доцент кафедры педагогики и психологии детства
Шуйского филиала Ивановского государственного университета;
Ткаченко Е.Ю., старший воспитатель
МДОУ д/с №20, г. Шуя Ивановской области



956

Похожие статьи:



Возврат к списку

Оценка пользователей:
(0)

Добавить комментарий


 
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений