Память о Великой Отечественной войне в названии улиц Тулы: улица Марины Расковой
Среди улиц Тулы, названных в честь героев, участников и событий Великой Отечественной войны, есть улица Марины Расковой.
Улица Марины Расковой
В Пролетарском территориальном округе города Тулы есть улица, 1-й, 2-й и 3-й проезды, названные именем Марины Расковой. Они расположены в микрорайоне, названном в народе Глушанки, застроены частными малоэтажными домами.
Улица Марины Расковой начинается от улицы Вильямса, идет на северо-восток, пересекая улицы Краснодонцев, Нестерова, Яблочкова. Затем немного меняет курс, смещаясь больше к востоку, идет до пересечения с улицей Ю. Фучика. Общая протяженность улицы Марины Расковой примерно 540 метров.
Параллельно улице Марины Расковой, от улицы Яблочкова до улицы Ю. Фучика в сторону Тульской областной клинической больницы тянутся параллельные «близнецы» – 3-й, 2-й и 1-й проезды Марины Расковой. 1-й проезд М. Расковой протяженностью около 360 метров идет чуть дальше улицы Ю. Фучика и заканчивается на пересечении с улицей Ушинского. 2-й и 3-й проезды Марины Расковой имеют одинаковую протяженность 315 метров.
Марина Михайловна Раскова (1912-1943) родилась в интеллигентной московской семье педагогов Малининых, имела хорошие вокальные данные, окончила школу-семилетку, попутно обучаясь в детском отделении Консерватории. Марина могла стать оперной певицей, но судьба приготовила ей другой удел.
Будущая знаменитая летчица и «крестная мать» отечественной ночной бомбардировочной авиации, в апреле 1929 года Марина Малинина вышла замуж за С.И. Раскова инженера анилинокрасочного завода, где работала лаборантом, в браке родилась дочь Татьяна.
В 1931 г. Марина Раскова работала лаборантом в Военно-воздушной академии имени Жуковского. Именно тогда влюбилась в самолеты. Заочно обучалась в Ленинградском авиационном учебном заведении. В 1933 году Раскова —штурман Черноморских аэрографических экспедиций. Марина стала первой девушкой-штурманом в СССР.
М.М. Раскова прославилась целым рядом мировых рекордов, поставленных в советское время до Великой Отечественной войны. Тогда она в качестве штурмана совершала длительные беспосадочные перелеты с экипажем, полностью состоящим из женщин.
Наиболее значимый ее перелет был по маршруту Москва – Дальний Восток (село Керби) в сентябре 1938 года на самолете АНТ-37 «Родина». Раскова вместе со своим командиром Гризодубовой и 2-м пилотом Осипенко осуществила беспрецедентный беспрерывный полет длиной почти 6,5 тысяч километров. За установление очередного рекорда и проявленные при этом мужество и самоотверженность штурману Расковой присвоили звание Героя Советского Союза.
В Красной армии Раскова с 1938 года. Одновременно находилась в штате НКВД.
В 1939 году издательством «Молодая гвардия» была выпущена книга Марины Расковой «Записки штурмана». О Расковой писали газеты, ее имя знала вся страна.
Для всех Марина Раскова – пример стойкости, твердости характера, недюжинной воли и смелости, качеств, которые по определению больше присущи мужчинам.
Когда началась Великая Отечественная война легендарная летчица, заручившись поддержкой самого главкома обороны СССР И.С. Сталина, добилась разрешения на создание женских авиачастей.
15 октября 1941 года по приказу наркома обороны Раскова начала формирование трех авиаполков, по всей стране она искала воспитанниц летных школ и аэроклубов. Расковой были созданы авиаполки: 586-й истребительный, 588-й ночной бомбардировочный (именно отважных девушек-пилотов этого полка фашисты больше всего боялись и дали им звучное прозвище «Ночные ведьмы») и 587-й бомбардировочный, который сама же и возглавила. Вверенные ей эскадрильи бились в небе над Сталинградом.
587-й полк поначалу учился летать на легких бомбардировщиках Су-2. Когда в апреле 1942-го первые 16 экипажей закончили обучение, эти самолеты уже практически перестали применяться в бомбардировочных частях, и девушкам пришлось переучиваться на пикирующие бомбардировщики Пе-2.
На одном из них 4 января 1943 г. по пути из Энгельса (Саратовская область) на фронт и разбилась майор ВВС Марина Раскова. Весь личный состав со всеми самолетами уже перелетел к месту базирования под Сталинград, а командир полка осталась принимать после ремонта последние три машины. Во время полета в густой облачности ее Пе-2 врезался в крутой берег Волги; весь экипаж погиб. Прах Марины Расковой был торжественно захоронен в Кремлевской стене 12 января 1943 года, а среди тех, кто нес погребальную урну, был и маршал Советского Союза Семен Буденный.
В 1943-м полк, в котором она служила, переименовали в 125-й гвардейский имени Марины Расковой. Также имя Расковой носит Тамбовское высшее военное авиационное училище лётчиков (где установлен бюст героини) и улицы во многих городах страны, в том числе и в Туле.
Предлагаем вам видеосюжет о Марине Расковой и ее легендарных соратницах из женской эскадрильи (автор А. Рогозина. «Ночные ведьмы». Отряд советских летчиц, под командованием Марины Расковой: видеорепортаж в программе «Вести недели»-Россия1):
9053
Похожие статьи:
Оценка пользователей: