К вам в музей пришли особые дети
Методическое пособие для работы в музее с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения
Авторы: Калинина И.В., Левина Е.А., Потапова Н.В.
Сотрудник, принимающий заявки в экскурсионном бюро, сообщил Вам, что через неделю Вы должны будете провести экскурсию для особых детей, имеющих интеллектуальные нарушения (дальше: дети с и. н.).
Замечательно, что ваш музей пользуется популярностью у детей разных по своим образовательным возможностям. Но если придется работать с особыми детьми, значит, нужно создать для них особые условия в музее.
Ведущий специалист-дефектолог С.Я. Рубинштейн сравнивает ребенка с особыми познавательными потребностями с растением, которое имеет плохие корни. «Они оказываются непроницаемыми для соков в тех слоях, которые могли бы дать им питание, и открывают свои поры там, где слой почвы сух или ядовит. Такое растение, развиваясь в адекватных для него условиях, могло бы зацвести. В обычных условиях оно практически остается худосочным и чахнет, не достигнув вершин развития. Следовательно, нужно переделать почву, т. е. систему культурного воспитания. Это не значит, что тогда может быть достигнуто беспредельное развитие больного ребенка. Но это значит, что остаются неизвестными пределы, которых можно достичь в развитии особых детей».
По теории Л.С. Выготского, высшие психические функции, т. е. высшие формы памяти, мышления, характера, –продукт культурного развития, а не биологического созревания. Это культурное развитие возможно, но оно лишь ограничено основными признаками умственной отсталости: плохой восприимчивостью ребенка ко всему новому и его недостаточной активностью.
Что может сделать экскурсовод для развития особых детей?
Прежде чем ответить на первый вопрос, нужно понять, насколько Вы готовы работать с детьми, имеющими проблемы, связанные с познавательной деятельностью. Ведь музей часто хочет видеть в своих залах «идеального посетителя». В социологических опросах музей апеллирует «преимущественно к человеку познающему, который призван сюда, чтобы узнать, понять и запомнить».
К сожалению, многие сотрудники музеев негативно относятся к посетителям, имеющим подобного рода проблемы. В практике посещения музеев учащимися коррекционных школ были случаи, когда экскурсоводы отказывались проводить экскурсии в тот момент, когда дети уже переступили порог «храма муз». Во время проведения опроса среди музейных сотрудников встречались случаи, когда, отвечая на вопросы анкеты, вдруг приходилось выслушивать комментарии: «А зачем им вообще ходить в музей. Я для них буду стараться, рассказывать, а они будут стоять передо мной с пустым взглядом». (Дальнейший текст привести из этических соображений невозможно).
При работе с детьми будьте как садовник, который ухаживает за своими яблонями. Он ждет урожай, но не рассчитывает, что получит его сразу. Может природа преподнесет щедрые плоды только через год.
Поэтому первое и самое главное, что должны усвоить музейные сотрудники перед встречей с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, что «какова бы ни была причина умственной отсталости ребенка, как бы тяжела ни была бы болезнь его нервной системы (даже если болезнь прогрессирует), наряду с распадом происходит и развитие».
ПОЛЬЗА ЕСТЬ!
Одним из главных критериев мастерства экскурсовода является адресность экскурсии, дифференцированный подход. Работая с детьми с и. н., нужно более внимательно изучить состав группы. Лучше заранее связаться с учителем (руководителем группы) и уточнить: каковы особенности развития детей? какой сложности материал они могут усвоить? – так как в коррекционных школах обучаются дети с разной степенью выраженности интеллектуального дефекта: более сохранные и дети с серьезными отклонениями.
Среди учащихся коррекционных школ VIII вида встречаются:
1. Гиперактивные дети.
Для таких детей экскурсию следует проводить более динамично.
2. Дети с эмоционально-волевыми нарушениями (у таких детей, как правило, нет сил на проявление эмоций, они отличаются эмоциональной неустойчивостью).
Во время работы с такими детьми рассказ экскурсовода должен быть эмоциональный; активные игровые приемы лучше не использовать, потому что дети могут впасть в состояние эйфории, из которого их будет трудно вывести. Можно включить интерактивный фрагмент (продолжительность 2-3 минуты) только в конце программы.
3. Дети, живущие в детских домах.
Они, как правило, отличаются девиантным поведением (проявляют равнодушие, агрессию, пренебрежение, но все это маска, которая используется ими в защитных целях). У них свое особое восприятие окружающего мира. Для них важно чувствовать, что их ждали в музее. Провожая ребят нужно сказать, что Вы будете их ждать.
4. Дети с аутистическим спектром нарушений.
У таких детей нарушены коммуникативная функция, социальное взаимодействие, у них особое восприятие и воображение. Образное мышление у них развито лучше, чем логическое. Для таких детей во время экскурсии необходимо более подробно передавать словами ощущения, чувства.
С.Я. Рубинштейн приводит другую классификацию отталкиваясь от особенностей высшей нервной деятельности учащихся вспомогательных школ. Согласно ей можно разделить детей с и.н. на три основных типа: а) медлительных, вялых; б) импульсивных, расторможенных; в) чрезмерно истощаемых при интеллектуальной нагрузке.
Дети, у которых преимущественно ослаблен процесс возбуждения, представляют собой первый, наиболее распространенный тип детей. Они вялы, медлительны, плохо усваивают все новое, учатся с трудом, но в конечном счете добиваются удовлетворительных результатов. Каждое новое воздействие не вызывает обычной для здорового ребенка ориентировочной реакции.
У детей, относящихся ко второму типу, преимущественно ослаблен процесс активного торможения. Они встречаются реже, но заметно выделяются из общей массы. Они быстро реагируют на все происходящее. Отвечают и действуют необдуманно. Случается, что они начинают отвечать верно выученный урок, а затем вставляют в свой ответ что-либо, не относящееся к уроку. Увидев какую-либо картину, они часто ошибочно толкуют ее содержание по первому случайному впечатлению. Если учитель задает классу вопрос, эти дети поднимают руку или просто выкрикивают какой-либо ответ, еще не успев разобраться в сути вопроса. К собственным ответам относятся некритично, своих ошибок сами не замечают. Однако, когда им указывают на ошибки либо просто останавливают, требуют получше подумать, они без особого труда могут найти правильный ответ. Ошибки и неточности в их суждениях и действиях объясняются слабостью активного внутреннего торможения, затрудненностью дифференцировки условных связей.
Для детей, относящихся к третьему типу, характерна повышенная склонность к охранительному торможению. Разумеется, такие состояния могут наблюдаться у детей первого и второго типа.
При кратком знакомстве такие дети могут произвести впечатление разумных, понятливых, легко усваивающих новый материал. Нарушение их познавательной деятельности обнаруживается в процессе выполнения обычной школьной нагрузки. Во время одного и того же урока ученик то слушает и понимает учителя, то перестает его понимать. В результате учащиеся не имеют систематических знаний. Бывает, что они теряются и не могут найти правильный ответ при попытке воспроизвести хорошо выученный урок. Подобная забывчивость в момент вызова к доске объясняется также состоянием охранительного торможения.
Продумайте заранее, как Вы можете изменить маршрут экскурсии и текст, учитывая особенности детей.
Обычно приезжая в музей, учителя коррекционных школ просят проводить экскурсию для их воспитанников так же, как для учеников начальных классов массовой школы. Такой подход не всегда хорош, потому что объем информации, который экскурсоводы преподносят ученикам младших классов больше, чем тот, который могут усвоить дети с и. н.
Лучше пройти по экскурсионному маршруту заранее и выбрать всего несколько ключевых (самых ярких, зрелищных) экспонатов (от одного до семи). Хорошо использовать предметы, которые играют большую роль в жизни человека. Все выбранные предметы должны быть связаны с реальной жизнью ребенка.
Рассчитайте время проведения экскурсии. Дети с и. н., как правило, некомфортно чувствуют себя в новом месте и быстро утомляются. Поэтому для первого посещения музея может быть достаточно 20-30 минут. В оставшееся время лучше предложить детям порисовать или выполнить какие-либо творческие задания. В дальнейшем продолжительность экскурсии может быть увеличена до 45 минут.
Если в вашем музее есть возможность, составьте программу занятия, включив в нее разные образовательные формы. Например, сначала можно провести для ребят небольшую экскурсию (15 мин.), потом провести мастер-класс по данной теме. В конце программы не забудьте подвести итоги занятия: еще раз проговорить с детьми новый материал.
Наконец, настала Ваша встреча с детьми! Перед экскурсией еще раз поговорите с учителем: уточните, в чем заключаются особенности детей. Предложите учителю быть Вашим консультантом с правом вносить свои коррективы в ходе экскурсии. Если у учителя есть фотоаппарат, то договоритесь заранее, что Вы предоставите время на то, чтобы сфотографировать каждого ребенка с музейным предметом. Дети с и. н. отличаются маленьким объемом памяти, поэтому фотографии помогут им в дальнейшем вспомнить освоенный на экскурсии материал.
Познакомьтесь с ребятами, начиная с себя. Как правило, дети с и. н. обучаются в небольших по численности классах, поэтому Вам не составит труда запомнить всех экскурсантов по именам. Ваше имя и отчество ребята скорее всего не смогут запомнить, так что, если понадобится, напомните его в ходе экскурсии. Можно сделать бейджи с именами для детей и для себя, чтобы вам легче было общаться.
Основная особенность детей с и. н. заключается в недостаточной познавательной активности. Поэтому для ребят важно создать психологический комфорт в музее. Будьте дружелюбны, чтобы дети почувствовали, что их ждали в музее. Особые дети тонко чувствуют фальшь в людях, поэтому постарайтесь быть искренним. Спокойная психологическая обстановка будет способствовать проявлению интереса у детей к новому материалу.
Лучше начать экскурсию с осмотра здания на улице, чтобы дети смогли рассмотреть его со всех сторон, потом пригласить их внутрь.
В экспозиционном зале расставьте группу так, чтобы ребятам было удобно рассматривать музейные предметы и общаться с Вами. Дети с и. н. адаптируются к новой обстановке по-разному: кто-то может быть излишне весел, а кто-то, наоборот, угрюм и молчалив. Поэтому не стоит большое внимание уделять их эмоциям, а тем более относить на свой счет негативный настрой некоторых экскурсантов. Например, дети, живущие в детских домах, часто в защитных целях прячут свое лицо под маской равнодушия. Если кто-то из ребят отходит на задний план и проявляет пассивность, не заставляйте участвовать их в программе. Такое поведение вовсе не означает, что, находясь на почтительном расстоянии, юный экскурсант не будет проявлять интереса к новой информации.
В ходе экскурсии для детей с и.н. очень важно продумать логические связи. При этом логические связи нужно выстроить не только между экспонатами, которые Вы демонстрируете, но и между экспонатами и современным миром. То, что кажется естественным даже для дошкольника, может быть непонятно ребенку с и. н. У таких детей существуют проблемы с обобщением. Например, они могут не увидеть связи между солнцем и лампой. Поэтому нужно сделать акцент на том, что оба предмета дают свет.
Придерживайтесь правила дефектологии, которое состоит в том, что новые знания хорошо ложатся на подготовленную почву. Прежде чем Вы перейдете к новому материалу, повторите известное, уже изученное и найдите связь между новым и предыдущим материалом, чтобы не получить разрозненные знания, не связанные между собой. Лучше начать экскурсию с того, что ребятам точно известно. Например, если Вы будете рассказывать о карете, спросите, каким образом они добирались до музея. Если рассказ пойдет о самоваре, уточните, как их родители или воспитатели готовят им чай. То есть нужно построить экскурсию по схеме: «Сейчас мы делаем так, а вот давным-давно, в древности, в прошлом…». Старайтесь в своем тексте избегать хронологических дат. Ничего страшного не произойдет, если Вы не назовете ни одной даты. Некоторые дети с и. н. не владеют временными категориями: прошлое, настоящее, будущее. В таких случаях нужно рассмотреть экспонат так, чтобы ребенку сегодня стало интересно познакомиться со старинным предметом. Например, разыграть ситуацию: «Если бы у тебя сейчас в доме не оказалось ни одного чайника, но ты бы нашел самовар, как бы ты им стал пользоваться?»
Имейте в виду, что историю в коррекционных школах начинают изучать с 6 класса.
Одной из особенностей детей является, то, что они плохо улавливают разницу между схожими предметами, например, между компасом и часами. Поэтому не стоит отдельно рассказывать про схожие внешне экспонаты. В экспозиции музея «Огни Москвы» представлены фонари разного вида: масляный, керосиновый, газовый. Стоит все эти экспонаты объединить в группу «фонари, которые использовали в прошлом». Уделить внимание схожим экспонатам можно в том случае, если Вы проводите не разовую экскурсию, а готовите для детей цикл из нескольких программ.
Не стоит, рассматривать экспозиционные комплексы. Так как особенность зрительного восприятия детей с и.н. заключается в том, что они охватывают взглядом гораздо меньше предметов, чем обычные люди.
В своей практике экскурсоводы используют метод соотношения показа с рассказом. При работе с особыми детьми музейному предмету стоит уделить особое внимание. Чтобы экскурсанты усвоили новую информацию, нужно рассмотреть предмет с разных сторон.
Объяснить его название, например: самовар = сам варит; лучина от слова луч, похожа на лучик.
Определить материал, из которого данный предмет изготовлен. Для этого желательно использовать предметы из интерактивного фонда музея, которые позволяется трогать руками, то есть задействовать дополнительные анализаторы.
Можно напомнить детям известные сказки, в которых встречается такая же вещь. Очень хорошо и комфортно дети начинают себя чувствовать, когда используются музыкальные произведения, имеющие отношение к теме вашей экскурсии.
Следовательно, как и для обычных детей, важно постараться задействовать в экскурсии все органы чувств ребенка с и. н.
Одной из наиболее трудных задач для экскурсовода при работе с детьми с и. н. является упрощение текста экскурсии. Заученные наизусть фразы нужно построить таким образом, чтобы было понятно каждое слово. Предложения должны быть короткие, речь четкая, небыстрая. Не перегружайте текст цифрами, датами, фамилиями. Образные выражения должны быть всегда уместны.
Замечательно если Вы ведете экскурсию ярко, эмоционально. Но стоит помнить, что у детей с и. н. часто присутствует эмоциональная лабильность (неустойчивость), поэтому не пытайтесь «вытянуть» эмоции из детей.Например, если обычным детям понятно, почему горожане радовались и аплодировали первым электрическим фонарям, то для детей с и. н. этот факт не понятен. Если можно попросить обычных детей поаплодировать и современным фонарям, то особые дети этого действия могут не выполнить.
Начиная с младенчества дети, не имеющие проблем с интеллектуальным развитием, усваивают привычные для человеческого общества приемы и обычаи воспитания. Поэтому в школьном возрасте они знают как нужно себя вести, как лучше выглядеть. Дети с и.н. могут тоже это знать, но не делать. Поэтому, если дети с и. н. проявили во время экскурсии себя по особому, не выполнили какую-либо Вашу просьбу, не стоит придавать этому большого значения, стоит продолжать вести экскурсию также дружелюбно и заинтересованно. В таком случае Вы покажете детям, что принимаете их такими, какие они есть.
Удачно построить экскурсию для любой по составу группы можно, только постоянно поддерживая контакт с аудиторией и используя вопросно-ответный метод. Работая с особыми детьми, экскурсовод не должен допускать развернутых монологов со своей стороны. Вся программа должна быть построена на вопросах и ответах. При этом один и тот же вопрос экскурсовод может адресовать каждому ребенку по очереди. В данном случае для усвоения материала важно, чтобы каждый ребенок проговорил основные понятия вслух. Беседуя с Вами, ребенок развивает свою речь и мышление. Не смущайтесь, если в ходе экскурсии Вам придется несколько раз проговорить один и тот же материал.
Если ребенок не может ответить на какой-либо Ваш вопрос, то задайте уточняющий вопрос, либо поставьте ребенка в ситуацию выбора. Например, Вы задали вопрос: «Почему днем на улице светло?» Ребенок не может ответить. Тогда уточните: «Что днем светит: фонари или солнце?»
Создавайте ситуации успеха и поощрения. Если ребенок смог правильно ответить на Ваш вопрос похвалите его, ребенку будет приятно, а у остальных детей появится стимул тоже отвечать, повысится интерес, а следовательно, и познавательная активность.
Из-за быстрой утомляемости в ходе экскурсии важно постоянно переключать внимание детей.
Необходимо помнить, что в ходе работы с детьми с и. н. экскурсовод должен попытаться активизировать такие познавательные процессы, как: речь (отвечать на вопросы), память (например, вспоминать предыдущее посещение музея), мышление (операции логического переноса, классификация, обобщение), восприятие, воображение (вовлечение в игру), внимание, ощущение (тактильное восприятие, когда дети познают свойства предметов через органы чувств).
В конце программы подведите итоги. Поблагодарите детей, скажите, что Вам было с ними очень интересно работать (даже если Вам не было интересно). Таким образом, Вы создадите основу для будущей встречи. Если Ваша экскурсия носит циклический характер, то заинтересуйте ребят темой следующего занятия.
Для лучшего освоения новых знаний, можно порекомендовать учителю повторить материал на уроке, а также завести для ребят музейные дневники, куда они смогут вставлять листы с выполненными в музее заданиями и фотографии.
Надеемся, что встреча с особыми детьми откроет в Вас самих что-то новое, особое, сделает Вас по-настоящему добрым и милосердным!
ПРИЛОЖЕНИЕ
При заказе экскурсий учителя предоставляют письмо от школы, в котором указан вид специального (коррекционного) образовательного учреждения.
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение (далее - коррекционное учреждение) I вида создается для обучения и воспитания неслышащих детей, их всестороннего развития в тесной связи с формированием словесной речи как средства общения и мышления на слухо-зрительной основе, коррекции и компенсации отклонений в их психофизическом развитии, для получения общеобразовательной, трудовой и социальной подготовки к самостоятельной жизни.
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение II вида
Коррекционное учреждение II вида создается для обучения и воспитания слабослышащих детей (имеющих частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и позднооглохших детей (оглохших в дошкольном или школьном возрасте, но сохранивших самостоятельную речь), всестороннего их развития на основе формирования словесной речи, подготовки к свободному речевому общению на слуховой и слухо-зрительной основе.
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения III и IV видов
Коррекционные учреждения III и IV видов обеспечивают обучение, воспитание, коррекцию первичных и вторичных отклонений в развитии у воспитанников с нарушениями зрения, развитие сохранных анализаторов, формирование коррекционно-компенсаторных навыков, способствующих социальной адаптации воспитанников в обществе.
При необходимости может быть организовано совместное (в одном коррекционном учреждении) обучение незрячих и слабовидящих детей, детей с косоглазием и амблиопией.
Для формирования у воспитанников компенсаторных процессов проводятся групповые и индивидуальные коррекционные занятия по развитию осязательного (III вид) и зрительного восприятия, речи, социально-бытовой и пространственной ориентировке, ритмике, лечебной физкультуре, формированию навыков общения.
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение V вида
Коррекционное учреждение V вида создается для обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией, оказания им специализированной помощи, способствующей преодолению нарушений речи и связанных с ними особенностей психического развития.
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VI вида
Коррекционное учреждение VI вида создается для обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с двигательными нарушениями различной этиологии и степени выраженности, детским церебральным параличом, с врожденными и приобретенными деформациями опорно-двигательного аппарата, вялыми параличами верхних и нижних конечностей, парезами и парапарезами нижних и верхних конечностей), для восстановления, формирования и развития двигательных функций, коррекции недостатков психического и речевого развития детей, их социально-трудовой адаптации и интеграции в общество на основе специально организованного двигательного режима и предметно-практической деятельности.
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VII вида
Коррекционное учреждение VII вида создается для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость, для обеспечения коррекции их психического развития и эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности.
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VIII вида
Коррекционное учреждение VIII вида создается для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.
939
Похожие статьи:
Оценка пользователей: