Поиск по сайту:
Главная

Мы в социальных сетях

ВКонтакте Odnoklassniki Youtube

Увидеть жизнь в многообразии

Увидеть жизнь в многообразии 23.01.2025 10:04:00 0+

Курская правда. – 2024. – № 147. – 6 декабря. – С. 4-5.

В школе «Ступени» незрячих детей учат познавать окружающий мир.

Сегодня в Курской региональной организации Всероссийского общества слепых зарегистрировано 2420 инвалидов по зрению. Среди них – 150 детей. Они получают образование в Курской школе для детей с ограниченными возможностями здоровья «Ступени». Ребята учатся читать и писать, изучают школьную программу и готовятся поступать в средние профессиональные и высшие учебные заведения.

Конечно, это важно. Но взрослая жизнь потребует знаний не только школьных предметов. Как научиться жить в этом мире? Об это ребятам рассказывают на уроках пространственной и социально-бытовой ориентировки. В этом году преподаватель Юлия Пикина выиграла грант Росмолодёжи «Школа доступного пространства». Педагоги закупили оборудование, которое поможет незрячим ребятам представить мир во всём его многообразии.

Почувствовать и увидеть

Когда маленькая Даша впервые села с мамой в троллейбус, то закричала: «Мама, я боюсь! Он не развалится?» Непонятная громадина качалась и пугала её. Даша родилась совсем крохотной. Сильная недоношенность сказалась на зрении. Девочка никогда не видела, как выглядит мир вокруг. О том, что её окружает, Даше рассказывала мама.

Татьяне Александровне пришлой уйти с работы, полностью посвятить себя реабилитации дочери. Сегодня 18-летняя Дарья учится в 11-м классе школы «Ступени». Она любит рукоделие, хорошо шьёт, готовит, играет в детском театре «Мечтатели». Скоро премьера, в которой она сыграет по сути саму себя. Её роль в новом спектакле режиссёра Клавдии Боженовой – слепая девочка с тростью.

У Даши великолепные актёрские способности, она отлично декламирует стихи, не раз становилась лауреатом творческих конкурсов самого высокого уровня. Девушка обожает музыку, играет на фортепиано. Но профессия, которую она планирует получить после выпускного – оператор компьютера.

– Помню, как я учила дочь ходить, – вспоминает её мама. – Если слепому ребёнку не подать пример, он не поймёт, чего от него хотят. Откуда ему знать, что ходят все? Может быть, достаточно просто сидеть. Я ставила ступни дочери на свои, так мы передвигались по дому. Когда пришлось идти в школу, оказалось, в Курске незрячему ребёнку учиться негде. Надо ехать в интернат. Я не хотела отпускать дочь! Стала бороться, даже написала письмо президенту. К счастью, в школе «Ступени» открыли класс для незрячих и слабовидящих детей.

На уроках социальной адаптации ребят учат всему, что им пригодится в жизни. Здесь макеты зданий: есть панельная пятиэтажка, есть девятиэтажный дом. Балконы и кондиционеры сделаны как настоящие. Их можно потрогать и объяснить ребёнку, что это такое.

– Если он никогда не видел этот предмет, то не сможет его представить, – говорит тифлопедагог Юлия Пикина. – Многие предметы ребёнок может ощутить руками. Но не многоэтажный дом. И если мы ему дадим только один макет – например, домик с двускатной крышей, при любом упоминании дома ребёнок будет представлять себе только этот макет. Новое оборудование позволяет представить дома разной этажности. Вместе с макетами в жизни ребёнка появляются новые предметы.

В кабинете социально-бытовой ориентировки – подушки, одеяла, различные кухонные приспособления, например, говорящие весы.

– Купили мы и специальные овощечистки, – продолжает Юлия Игоревна. – Просто незрячим удобно с ними работать. Стаканы с гранями: здесь ребёнок тактильно ощущает количество миллилитров. Может попробовать грани рукой. Будет по рецептуре делать оладьи.

Специальный набор пособий позволяет понять, каковы на ощупь металл, пробковое дерево, мрамор, железо, как звучат эти предметы, если по ним постучать.

Ориентируемся на лучших

Выигранный грант позволил провести и курсы повышения квалификации для педагогов. Проведены семинары для работников детского сада, педагогов начальной школы, работающих со слабовидящими детьми, преподавателей музыкального колледжа. Курс вела прославленный тифлопедагог Марта Любимова. Преподаватели выезжали на практику в Центр реабилитации слепых. Чтобы лучше представить мир, в котором живут их ученики, педагоги вели некоторые занятия с завязанными глазами.

На уроке социально-бытовой адаптации Саша Подтуркин. Мальчик потерял зрение в два года. Врачам не удалось сразу поставить правильный диагноз. Когда недуг был обнаружен, выяснилось, что потребуется не одна операция. Болезнь была частично побеждена: зрение не вернулось, но осталось светоощущение. Сегодня мальчик работал с макетами фруктов. Отлично справился – узнал и апельсин, и лимон, и яблоко.

– Мне нравится учиться, – говорит Саша. – Я люблю биологию, математику. Люблю конструировать. Дома я помогаю маме, утром сам достаю из холодильника молоко, чтобы мама приготовила омлет. Да и самому мне нравится готовить – я умею делать бутерброды. На уроках кулинарии в школе я продемонстрировал, что могу отрезать хлеб.

– Мы ходили на подготовку, потом пришли сюда обучаться, – рассказывает мама Саши Марина Юрьевна. – Я уверена, что сын сможет реализовать себя в жизни. Нас вдохновляет пример незрячих людей, которые многого добились. В библиотеке слепых мы познакомились с Василием Морарь – он известный спортсмен, отличный программист. Саша очень способный. Когда я смотрю на модели, которые он собирает из конструктора, понимаю – я бы так не смогла. Любит сын и рисовать – незрячие дети на уроках рисуют при помощи грифеля, чтобы почувствовать обвод. Он с лёгкостью найдёт игрушку, которую я давно считала бы утерянной. У мальчика музыкальные способности, он учится играть на фортепиано. Быстро ориентируется на местности. В музыкальную школу он ходит уже с тростью. Это значит, что в дальнейшем Саша будет свободно себя чувствовать на улице, не нуждаясь в посторонней помощи.

Читать надо обязательно!

Педагоги говорят, что детей с проблемами зрения год от года становится больше. Спектр заболеваний, которые вызывают патологию, достаточно широк, поэтому закрытие Тёткинского интерната, где раньше обучались дети с нарушением зрения, стало настоящей проблемой. Классы для незрячих и слабовидящих детей необходимы.

Конечно, по закону ребёнок с нарушениями зрения может учиться и в обычной школе, но на практике для незрячего ребёнка это непросто. Особенно если речь идёт о начальной школе, когда первоклашку надо научить читать и писать.

– Когда в классе 20-30 детей, результат обучения, по моему мнению, будет нулевым, – говорит Юлия Пикина. – Практически обучение будет проходить «на слух». Ребёнок не сможет понять и половины того, что пишется на доске, а учитель не сможет уделить ему должного внимания.

В «Ступенях» и слепые, и дети с нарушением зрения учатся по адаптированной общеобразовательной программе. Это цензовое образование: дети получают аттестат, сдают экзамены, поступают в институты, колледжи, строят карьеру. Но программа предполагает ещё и коррекционные занятия, которые рассчитаны на развитие у ребёнка пространственных представлений, социально-бытовых навыков: контроль зрения, развитие мелкой моторики. А также различные дополнительные внеурочные занятия, чего не может предоставить массовая школа.

Незрячие и слабовидящие дети занимаются в «Ступенях» по программе «Школа России». Специальные тетради для них здесь выдаются бесплатно. На уроках дети используют специальное оборудование – видеоувеличители, грифели и т.п. В школе созданы уникальные авторские методики для обучения незрячих и слабовидящих. Кстати, научиться читать по азбуке Брайля сложнее, чем писать. Специалисты говорят, что читать по Брайлю можно научить и зрячего, но необходима большая практика. Надо много тренироваться!

– Часто незрячему ребёнку легче прослушать книгу, чем прочитать, – поясняют педагоги. – Но учиться читать надо обязательно. На слух наш сложный русский язык выучить невозможно. Как зрячему, так и человеку с нарушениями зрения грамотность развить поможет только чтение.

Классы в «Ступенях» маленькие – по два–четыре человека. Учителя считают, что незрячим детям пошло бы на пользу учиться в таких малых группах со слабовидящими детьми. Было бы интереснее! Но пока укомплектовать такие совместные классы не получается. А возможности детей безграничны.

– В Москве успешно работает слепоглухой юрист, – рассказывает Марина Игоревна. – В Курском музыкальном колледже преподают талантливые незрячие преподаватели. Доступны для людей с нарушениями зрения и профессии психолога, переводчика, а также изучение иностранных языков.

– С 2010 года наша школа работает как образовательное учреждение для детей с ОВЗ, – добавляет директор школы – У нас учатся и дети с интеллектуальными нарушениями – эти ребята занимаются по специальным или индивидуальным программам. Также у нас обучались и глухие дети, уже в вечерней школе.

Очень быстро меняется наш мир. Ещё вчера дети занимались по одному учебнику, выходит закон, что по этому учебнику уже нельзя вести занятия. Его допечатывают, но и он уже считается непригодным. Но школа старается найти средства, чтобы закупить новые книги, и меняется вместе с огромным окружающим миром.

КСТАТИ

Пример успешных взрослых, конечно, вдохновляет детей. Но в мире незрячих часто бывает наоборот. То, что ребёнок преодолевает легко, взрослому даётся труднее. Например, взрослому очень трудно освоить азбуку Брайля. Почувствовать выпуклые буквы могут только чуткие пальцы. Взрослому, особенно занимавшемуся физическим трудом, научиться так читать очень трудно, почти невозможно. Хорошо, что сегодня у незрячих много помощников – в смартфонах есть специальные программы и богатая библиотека аудиокниг.

– Потеря зрения психологически сложнее переносится в более старшем возрасте, – говорит Юлия Пикина. – Сейчас, к сожалению, много людей после СВО возвращается с нарушением зрения: баротравмы, осколочные ранения серьёзные. У них есть шанс реабилитироваться и начать другую жизнь. Ведь с потерей зрения она не заканчивается. Бывает так, что кто-то работал всю жизнь водителем, забыв о своём музыкальном даре. И тут он начинает раскрываться. Преподавая в школе, я работаю в Благотворительном фонде Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» инструктором по пространственной ориентировке, преподаю социально-бытовую ориентировку. Это курс и для детей, и для взрослых – программа «Особый взгляд». И он уже многим людям, ослепшим во взрослом возрасте, помог начать жить заново.

Елена ГАМОВА
Фото с сайта газеты «Курская правда»: фото автора и из архива героев публикации



22

Похожие статьи:



Возврат к списку

Оценка пользователей:
(0)

Добавить комментарий


 
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений