Доступный спорт
История
паралимпийского
движения
Тула. – 2019. – № 47. – 20 ноября. – С. 13.
В номере газеты «Тула» № 36 от 4 сентября мы рассказывали про открывшийся в тульском Заречье центр творчества «Октябрьский». Там проводят занятия для туляков с ограниченными возможностями здоровья, которые, однако, обожают учиться всему новому. Сегодня мы расскажем про театральную студию «Театр без границ» и познакомим вас с мамами особых детей из клуба НКО «Свет ты мой», встречи которого проходят в этом центре.
Поиграть, поработать «Театр без границ» – это театральная студия для взрослых людей с ОВЗ. Попасть на занятие непосредственно в центре было непросто: сейчас активно идут репетиции первого спектакля по сказке «Волшебник Изумрудного города», так что актеры вместе с режиссером и худруком театра Романом Николаевым часто выезжают на различные площадки города – репетировать на большой сцене. Когда мы пришли, ребята (так называет своих подопечных Роман) встретили нас восторженно, бросились знакомиться, интересовались, из какой мы газеты и где про них напишут. Одна из актрис, Маша, узнав, что сейчас их будут фотографировать, заволновалась: она же не накрашена! И убежала краситься и причесываться. – Как дела у вас? Как настроение? – спрашивает Роман у ребят, только зайдя в комнату. Они наперебой бросаются рассказывать, Света достает из сумки забавную крысу, слепленную в кружке керамики, а Маша – сделанную из войлока милую хрюшку. – Понравилось вам в прошлый раз на большой сцене репетировать? – снова спрашивает Роман. И опять – рассказы, улыбки, смех… Как проходят занятия в «Театре без границ»? Сначала – небольшая игровая разминка. Ребята становятся спиной к преподавателю, тот хлопает в ладоши – и они должны хлопнуть с ним одновременно. Это проверка на внимательность. Потом новое, более сложное задание – игра «Оркестр»: нужно не просто повторить заданный ритм, но еще и сделать это поочередно друг за другом.
– Мы все занятия так начинаем – через игру. Я сам придумал этот подход. Я еще работаю в детском лагере, так что сравниваю своих ребят с детьми. И детский коллектив, и взрослый строятся по одним законам: сначала надо влюбить детей в себя, а потом уже влюбить их в творчество – в моем случае это театр. Через игру я открываюсь ребятам, они ко мне привыкают, а уже потом мы начинаем серьезные занятия: как вести себя на сцене, как говорить, как двигаться, – поясняет Роман Николаев. На большой сцене Вторая репетиция, на которую нам удалось попасть, проходила в ДК «Южный» в поселке Менделеевском. Там у ребят была возможность, во-первых, выйти на большую сцену, а во-вторых – посмотреть, как играют дети из танцевального коллектива «Браво», как и центр «Октябрьский», входящего в тульскую «Культурно-досуговую систему». – Мы делаем не просто спектакль, в котором играют люди с ограниченными возможностями здоровья. Мы делаем спектакль, в котором вместе с ними играют обычные дети. Это заложено в нашем названии: мне кажется, у творчества не должно быть никаких ограничений, – считает Роман Николаев. – Спектакли часто подкреплены хореографией, так что я решил не отступать от этой традиции и привлек к участию юных танцоров.
Совместная репетиция «Театра без границ» и детей из «Браво» прошла на ура. Сначала прорабатывали сцену, в которой Гингема насылает ураган на мир людей. Из-за кулис кто-то ловко выкатывает декорацию – очаг, на котором стоит котелок. Начинает играть музыка – и дети, участвующие в этой сцене, принимаются подтанцовывать в такт, пока Гингема мешает в котелке свое зелье и бормочет заклятья. В этой сцене заняты только танцоры, так что Маше, Свете и другим ребятам из центра приходится ждать своей очереди. Но им уж точно не скучно: с восторгом они следят, как дети кружатся в танце, полностью погрузившись в свою роль, слушают замечания, которые Роман делает юным актерам, и то и дело оборачиваются к нам – смотрим ли мы, не ушли ли еще, улыбаемся ли… Наконец режиссер махнул рукой: отлично, отрепетировали, идем дальше! Ребята спешат на сцену: сейчас Элли и Тотошка прибудут в волшебную страну и встретятся с доброй волшебницей Виллиной. Ой, полностью погрузившись в роль Виллины, Света забыла взять за руку Витю-Тотошку! Режиссер поправляет. «Элли, когда говоришь про возвращение домой, возьми Тотошку за руку и смотри ему в глаза – пусть зрителям станет еще грустнее!» Маша-Элли старательно делает, что сказано, заслужив одобрительный кивок Романа. «А сейчас попробуем еще кое-что…» В театре режиссер – это творец. Роман постоянно придумывает что-то новое, вовлекает в это и своих ребят, и детей-танцоров, советует, меняет, показывает… Репетиция пролетает так быстро, что и моргнуть не успеешь! Когда состоится премьера спектакля, не знают еще ни актеры, ни сам режиссер. В начале декабря планируется показать несколько уже готовых сцен, а полностью «Волшебника Изумрудного города» мы увидим, скорее всего, в следующем году. Что ж, удачи вам, ребята!
Подпись под фото: В спектакле играют не только воспитанники центра на Октябрьской, но и дети