Доступный спорт
История
паралимпийского
движения
Аргументы и факты в Туле. – 2020. - № 6. – 5-11 февраля. – С. 16.
Авторы подарочного издания под названием «Тульский кремль - щит и меч России» работали над ним два года, применяя разные формы донесения до читателя множества интересной краеведческой информации.
В книге укрупнённый шрифт для слабовидящих и рельефно-точечный шрифт Брайля. Она снабжена рельефно-графическими иллюстрациями – яркими цветными фотографиями, на каждую из которых наложен пластиковый лист с рельефным изображением того же объекта, что на фото. Так читатели могут с помощью осязания узнать, что такое Одоевская башня кремля, какой формы зубцы кремлёвских стен, каковы на ощупь старинные гребень и кресало, найденные при раскопках.
МЕЧТА СБЫЛАСЬ
— Наш проект задуман 10 лет назад, но смогли мы его реализовать только теперь, когда нас включили в мероприятия к 500-летию Тульского кремля, — рассказывает заместитель директора библиотеки для слабовидящих Елена Брешенкова. – Книга – путешествие по кремлю с XIX века – уникальна от начала и до конца. Изложение авторское, несмотря на то что мы тесно сотрудничали с музеем «Тульский кремль». Сотрудники библиотеки перелопатили большое количество периодических изданий и выбрали не только прозаические тексты, но и стихи о Тульском кремле. Постарались подобрать их так, чтобы уникальность была и в текстовом исполнении, и в издательском. Например, форзац книги выполнен вручную техникой мраморирования – она делает каждый форзац уникальным. Фото уникальны — они сделаны двумя тульскими фотографами специально для нас. Сейчас очень модно обрабатывать фотографии, а мы решили оставить кремль таким, какой он есть, чтобы можно было рассмотреть каждую деталь. 50 экземпляров, а именно таким тиражом вышла книга, мы не можем снабдить все библиотеки региона. Один экземпляр отдадим в Тульскую областную научную библиотеку. Кроме того, подарим книгу специальным библиотекам в другие регионы. И будем дарить её тем муниципальным библиотекам, которые станут победителями конкурсов, проводимых в Тульской области.
Незрячие и слабовидящие туляки могут почитать книгу о Тульском кремле в самой специальной библиотеке.
В создании книги участвовали все сотрудники библиотеки, но автором называют Елену Щелкову — главного библиографа.
— Мы хотим, чтобы невидящий человек смог почувствовать атмосферу кремля. У нас есть масштабный макет в библиотеке, он воспроизводит современный вид кремля. Но ведь крепость не всегда имела такой открыточный вид. Она повидала и менее красивые времена, эпохи разрухи, пожаров, войн. Её несколько раз пытались снести. Ещё в XVIII веке предлагалось ликвидировать кремль и сделать на его месте плац-парад для войск Екатерины II. Но императрица сказала: нет, кремль восстановить, сама лично прослежу. В 60-е годы XX века его тоже собирались сносить. Но нашлись краеведы, историки, помешавшие это сделать. Кремль стал большим источником для археологических раскопок. Во времена, когда я ещё училась, считалось, что он был незаселён. Теперь мы знаем о его густой застройке. В недавних раскопках нашли много игрушек – погремушки, глиняные обрядовые игрушки. Всё это есть в книге. Но история и краеведение постоянно развиваются, публикуется много новых фактов. К 500-летию эта работа оживилась ещё больше. Уже когда книга издавалась, появилась тульская набережная. В XIX веке это было одно из любимых мест прогулок туляков, сюда приезжал император Александр II. Будучи наследником престола, открывал Кремлёвский сад. Сейчас на набережной появляется много новых арт-объектов, ещё не представленных в книге, и это новые страницы кремлёвской истории и, возможно, будущей книги-продолжения.
Мы желаем сотрудникам библиотеки, чтобы это продолжение вышло много раньше, чем страна отметит следующий кремлёвский юбилей.
Екатерина ДЕМЕНТЬЕВА
Фото пресс-службы регионального библиотечно-информационного комплекса
Справка:
Тифлокомментирование - лаконичное описание предмета, пространства или действия, которые непонятны слепому или слабовидящему без специальных словесных пояснений.
Мраморирование - модное и довольно новое направление в практике российских декораторов. В Персии и Османской империи в XV веке эту технику называли «искусство облаков». В Европе она была особенно популярна в XVII веке.
Во Франции декоративная бумага для форзацев и крышек переплётов обрабатывалась мраморированием масляной краской, клейстером с красителями.
Капли краски самых разных цветов капают на поверхность воды и разводят палочками или другими инструментами в разные стороны, создавая затейливые, неповторимые узоры. Затем декорируемый предмет на несколько секунд прислоняют к поверхности воды, и поверхность предмета, как с кальки, перенимает этот узор.