Поиск по сайту:
Кружок громкого чтения «Познавательный час»
Тульская областная специальная библиотека для слепых приглашает к сотрудничеству мастериц и волонтеров для изготовления тактильных книжек для маленьких детей с нарушениями зрения.
Обращаться по телефону:
8(4872) 41-66-14
8(4872) 41-03-36
Электронный адрес: Tosbs@tularegion.ru
Мы в социальных сетях - присоединяйтесь!
ВКонтакте Odnoklassniki Youtube

Виртуальная тифлоэкскурсия по улицам Тулы, названным в честь героев, участников и событий Великой Отечественной войны

11.03.2020 11:48:00

11 марта 2020 года состоялась третья виртуальная экскурсия по улицам Тулы, названным в честь героев, участников и событий Великой Отечественной войны. Слушатели узнали, в честь кого названы тульские улицы Волнянского, Гайдара, Гастелло, Головина.

Улица Волнянского

Улица расположена в Центральном городском округе на юге города Тулы. Улица раньше называлась Механический переулок. С 1972 года это улица носит имя Волнянского. Она протянулась примерно на 350 м на запад от проспекта Ленина параллельно улице 9 Мая и заканчивается на пересечении с улицей Смидович.

Именно в этих местах осенью 1941 года проходил передний край обороны Тулы. Здесь и стоял расчет передового противотанкового заслона под командованием лейтенанта Григория Волнянского и политрука Михаила Сизова. 

Григорий Матвеевич Волнянский родился 15 февраля 1921 года в селе Глинском Сумской области, украинец по национальности. Погиб смертью героя в борьбе с германским фашизмом при обороне города Тулы 30 октября 1941 г. в 8 час. 50 мин. Ему было всего 20 лет. О нем сохранились лишь скупые данные из наградного листа да единственная фотография с какого-то документа, которая кочует из издания в издание. Известно, что он получил среднее образование, комсомолец, на фронте в звании лейтенанта, заместитель командира батареи.

В каждом сражении есть ключевой эпизод, который влияет на весь его ход, склоняя чашу весов в чью-то сторону. В обороне Тулы таким эпизодом, без сомнения, был подвиг лейтенанта Григория Волнянского и его товарищей.

Весь боевой расчет состоял из двух орудий – слева от Орловского шоссе стояла зенитка под командованием Михаила Сизова, справа – под командованием Григория Волнянского. Еще два орудия стояли сзади. Предполагалось, что они понадобятся для противовоздушной обороны, но так получилось, что в ходе боя, когда передовые пушки были разбиты, пришлось выкатывать их на замену.

По воспоминаниям Сизова, бойцов было немного. «Всего двадцать один человек: командир взвода лейтенант Григорий Матвеевич Волнянский, командиры орудий ефрейторы Федор Никитович Никитенко и Иван Герасимович Казак, наводчики красноармейцы Беспалов и Шведов, заряжающие красноармеец Александр Васильевич Волокиткин и замполитрука Василий Федосеевич Шейко, бойцы орудийной прислуги ефрейторы Сиренко и Жарков, красноармеец Евдокимов, разведчики красноармейцы Колобашкин, Арифметиков, Голуб и другие». 

Несмотря на молодость, Волнянский показал себя толковым командиром. Он, по рассказу Сизова, «произвел топографические расчеты, заранее обсудил с командирами орудий и наводчиками возможные варианты боя, с утра до позднего вечера отрабатывал с ними приемы стрельбы по наземным целям».

Немцы пошли на Тулу с рассветом 30 октября, лишь только начал рассеиваться утренний туман, со стороны Орловского и Сталиногорского (в настоящее время – Новомосковского) шоссе. Враг беспрестанно атаковал с раннего утра и до позднего вечера, а всех защитников с южного направления тогда было – полк чекистов с одной стороны шоссе и рабочее ополчение с другой. Атаки немецких танков сдерживали орудия 732-го зенитно-артиллерийского полка, стоявшие отчасти в укрытиях, а отчасти, как у 20-летнего лейтенанта Волнянского, для лобовой атаки – по выражению политрука М. Сизова, «в ровиках», фактически смертники. Не бежавшие, не нывшие относительно выпавшей на их долю участи, а мужественно сражавшиеся весь этот кошмарный день. По словам Сизова, «двигались танки группами с интервалом 500-600 метров. Стреляли наугад, так как осевший туман ещё прикрывал передний край обороны». 

Первая атака была отбита, немцы отошли, оставив восемь подбитых танков. Но вскоре атаки возобновились. Танкисты Гудериана маневрировали, прятались за стенами кирпичного завода, пытались обойти упрямую батарею... Зенитчикам порой приходилось под огнем разворачивать свои пушки на 90 градусов.

Личный состав защитников Тулы понес большие потери: практически все зенитчики были ранены, многие убиты. Некоторые немецкие танки смогли подойти на 50-70 метров и вели прямой обстрел расчетов зениток. Григорий Волнянский погиб во время второй атаки в 8:50.

Из журнала боевых действий 732-го зенитно-артиллерийского полка противовоздушной обороны: «В 6 часов 50 минут утра 30 октября 1941 года танки противника волнами устремились к городу, пытаясь пройти огонь и ворваться в город, но все попытки фашистской гадины сломить сопротивление защитников города Тулы ни к чему не привели. Весь день продолжался неравный бой, из которого зенитчики вышли победителями. Особенно отличились расчеты 6-й батареи, которой командовали лейтенант Волнянский и комиссар батареи политрук Сизов. Они уничтожили 14 танков и сорвали план прорыва в город по Орловскому шоссе». 

Григорий Волнянский награжден посмертно Орденом Ленина. Волнянский сначала был похоронен на Всехсвятском кладбище 31 октября 1941 г.

Тульскому краеведу С. Гусеву удалось установить, что Приказом министра обороны № 219 от 30 августа 1977 г. в списки 108-го тульского зенитно-ракетного полка противовоздушной обороны, расквартированном под Воронежем, навечно зачислен лейтенант Г.М. Волнянский. На территории воинской части ему воздвигнут памятник; в казарме идеально заправленная его кровать, над ней его портрет, бюст и картина последнего боя. Сюда же, на трерриторию полка, перенесена могила Волнянского.

А в Туле на доме № 2 по ул. Волнянского установлена мемориальная доска. На белой мраморной прямоугольной плите выгравированы слова: «На этом месте 29-30 октября 1941 года героически отразил атаку фашистских танков на Тулу огневой взвод 6-й батареи 732 зенитно-артиллерийского полка под командованием лейтенанта Волнянского Г.М.».

А вот какой видеосюжет о Г.М. Волнянском подготовили тульские историки-краеведы:

Улица Гайдара

Улица Гайдара расположена в микрорайоне Криволучье Пролетарского городского округа. До Великой Отечественной войны она носила название Школьная и входила в поселок Новая Тула, строящийся для рабочих металлургического завода. На улице Школьной располагался Пионерский сквер – любимое место отдыха жителей, где находились большой фонтан, карусели, качели.

Прямая улица Гайдара протянулась с юго-запада на северо-восток города более, чем на 600 метров параллельно улице Академика Бардина. Она берет начало от пересечения с улицей Приупской, пересекает улицы Макара Мазая, Металлургов, Мартеновскую и доходит до пересечения с улицей Кутузова.

Улица названа в честь советского детского писателя, военного корреспондента, участника Гражданской и Великой Отечественной войн Аркадия Петровича Гайдара (1904-1941). Его настоящая фамилия Голиков. Родился в 1904 году в г. Льгове Курской губернии. В 1912 году семья переехала в Арзамас. Там Аркадий Голиков и жил до 1918 года. В Первую мировую войну отца забрали на фронт. Аркадий, тогда еще мальчишка, пытался убежать на войну, но его задержали и вернули домой.

В 1918 году в 14 лет Аркадий Голиков был принят в коммунистическую партию (РКП(б)) в качестве кандидата. В том же году был зачислен в Красную Армию, служил адъютантом начальника обороны и охраны всех железных дорог молодой советской республики. В феврале 1921 года досрочно окончил Высшую стрелковую школу по отделению командиров полков, а в марте того же года вступил в командование 23-м запасным стрелковым полком 2-й запасной стрелковой бригады Орловского военного округа в Воронеже. Затем был назначен командиром батальона на фронте. Далее – командир 58 отдельного полка. Участвовал в боях на разных фронтах Гражданской войны, был ранен, контужен.

Во время Великой Отечественной войны Гайдар находился в действующей армии, в качестве корреспондента «Комсомольской правды». Написал военные очерки «У переправы», «Мост», «У переднего края», «Ракеты и гранаты». После окружения в сентябре 1941 частей Юго-Западного фронта в районе Умань – Киев Аркадий Петрович Гайдар попал в партизанский отряд Горелова. В отряде был пулеметчиком.

26 октября 1941 года Аркадий Гайдар погиб недалеко от села Лепляво Каневского района. Ему было 37 лет. Пять партизан во главе с Гайдаром двигались по направлению к новой базе партизанского отряда (несли продукты для бойцов); утром они остановились на привал рядом с железнодорожной насыпью в районе села Лепляво у железной дороги Канев – Золотоноша. Гайдар взял ведро, чтобы набрать воды в колодце недалеко от железнодорожной насыпи. На самом гребне насыпи заметил притаившихся в засаде немцев. Успел крикнуть: «Ребята, немцы!», – после чего был убит пулемётной очередью. Это спасло остальных – они успели уйти от засады. Возможно, что причиной гибели Гайдара было предательство одного из местных жителей. В 1947 году останки Гайдара были перезахоронены в городе Каневе Черкасской области Украины. В 1964 году награжден орденом Отечественной войны I степени (посмертно).

Несколько слов о псевдониме Гайдар. Сам автор однозначно и чётко о происхождении своего псевдонима «Гайдар» не писал. По одной из версий имя «Гайдар» напоминало писателю его школьные годы, имея в виду, что «Г» в этом имени означало «Голиков», «А-й» – «Аркадий», а «дар», как бы перекликаясь с героем Александра Дюма Д’Артаньяном, «на французский манер» означало «из Арзамаса». Таким образом, имя «Гайдар» расшифровывается как «Голиков Аркадий из Арзамаса». Произведения писателя вошли в школьную программу, активно экранизировались, переведены на многие языки мира. Произведение «Тимур и его команда» фактически положило начало уникальному тимуровскому движению, ставившему своей целью добровольческую помощь ветеранам и пожилым людям со стороны пионеров.

Улица Гастелло

Именем Героя Советского Союза Николая Францевича Гастелло в Туле названы улица, 1-й, 2-й, 3-й, 5-й проезд в Пролетарском городском округе.

Улица Гастелло берет свое начало от 2-го проезда Гастелло в районе Тульского областного перинатального центра (прежнее название – Тульский областной родильный дом) и протянулась почти на километр через жилой сектор, называемый в народе «Глушанки» на юго-запад города, пересекая улицы Глухополянскую, Бородина, Панфиловцев, Кутузова вплоть до пересечения с улицей Матросова. Улица Гастелло застроена в основном частными малоэтажными домовладениями.

1-й проезд Гастелло расположен в том же микрорайоне. Его протяженность всего 250 метров. Он начинается от улицы Яблочкова, пересекает улицу Юлиуса Фучика и вливается в улицу Гастелло.

2-й проезд Гастелло расположен перпендикулярно улице Гастелло. Его протяженность примерно 650 метров от улицы Яблочкова до пересечения с улицами Глухополянской и Ушинского в районе Тульского областного перинатального центра.

3-й проезд Гастелло начинается также от улицы Яблочкова и через 240 метров вливается в улицу Юлиуса Фучика.

5-й проезд Гастелло начинается от улицы Кутузова в районе остановки общественного транспорта «Почта» и через 400 метров соединяется с улицей Металлургов в районе остановки транспорта «Быткомбинат».

Николай Францевич Гастелло родился в 1907 году в Москве, в рабочем районе Пресня. Его отец – Франц Павлович Гастелло, белорус по происхождению (по другой версии – русский немец). Трудовую деятельность Николай Гастелло начал в 1923 г. учеником столяра. В 1924 году семья переехала в Муром, где Николай поступил рабочим на Паровозостроительный завод им. Ф. Э. Дзержинского. В 1930 году семья Гастелло вернулась в Москву, и Николай поступил на работу в Первый государственный механический завод строительных машин имени 1-го Мая. В 1932 г. призван в Красную Армию. Отправлен на учёбу в авиационную школу лётчиков в город Луганск. Учился в 11-й военной авиационной школе пилотов имени Пролетариата Донбасса. Впервые поднялся в небо на самолёте У-2. Затем летал на боевых самолётах Р-1 и И-5. В 1933-1938 гг. служил в 82-й тяжелобомбардировочной эскадрилье 21-й тяжелобомбардировочной авиационной бригады, базирующейся в Ростове-на-Дону. В мае 1939 года он стал командиром звена, а через год с небольшим — заместителем командира эскадрильи. В 1939 году участвовал в боях на Халхин-Голе, в советско-финской войне и операции по присоединению Бессарабии и Северной Буковины к СССР.

Осенью 1940 года авиационная часть, где служил Гастелло, перебазируется к западным границам, в город Великие Луки, а затем – в авиагородок Боровское под Смоленском. В 1940 году Н.Ф. Гастелло присвоено звание капитана. Весной 1941 года Николай Гастелло, пройдя соответствующую переподготовку, освоил самолёт ДБ-3ф.

Начало Великой Отечественной войны он встретил командиром 4-й эскадрильи 207-го ДБАП 3-го дальнебомбардировочного авиакорпуса, затем командовал 2-й эскадрильей этой же части. 

Подвиг Гастелло – это первый в истории Великой Отечественной войны таран вражеских позиций экипажем бомбардировщика ДБ-3Ф.

26 июня 1941 г., на пятый день войны, в 4 утра эскадрилья 207-го дальнебомбардировочного авиаполка под командованием капитана Н.Ф. Гастелло получила приказ на боевой вылет звеном – нанести бомбовый удар по войска противника, идущим от Вильно к Минску. Сбросив груз, экипаж Гастелло возвращался обратно. В пути его самолет был подбит снарядом зенитки. Загорелся бензобак. Объятая пламенем машина не смогла бы дотянуть до своей базы. И капитан Гастелло направил горящий самолет в скопление бензоцистерн и автомашин противника. Так был совершен подвиг – наземный таран немецко-фашисткой техники. Экипаж, в который входили лейтенант Григорий Николаевич Скоробогатый, лейтенант Анатолий Акимович Бурденок, младший сержант Алексей Александрович Калинин геройски погибли. Они не захотели покинуть самолет на парашютах и пошли на смерть вместе со своим командиром. 26 июля 1941 г. капитану Гастелло Николаю Францевичу было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). После войны приказом министра обороны СССР капитан Гастелло Н.Ф. навечно зачислен в списки одного из авиационных полков. Всего за период Великой Отечественной войны было совершено 14 морских таранов, 52 танковых, 600 воздушных и 506 наземных.

Улица Головина

Улица Головина расположена в Центральном территориальном округе на юге города Тулы. Ее протяженность всего 500 метров от улицы Шевченко до Рабочего проезда. Улица застроена преимущественно малоэтажными частными домовладениями.

Улица названа в честь Героя Советского Союза, участника Великой Отечественной войны, командира роты танков 1-й гвардейской танковой бригады Ивана Васильевича Головина. 

Иван Головин – наш земляк. Родился 16 октября 1920 года в деревне Кадушенка (ныне Дубенского района Тульской области). По окончании семилетки работал слесарем. В мае 1939 года призван в РККА Дубенским райвоенкоматом. 

В феврале 1941 года окончил Орловское танковое училище в звании лейтенанта и был направлен в 18-ю танковую дивизию 7-го механизированного корпуса на должность командира танка Т-26.

На фронтах Великой Отечественной войны с 22 июля 1941 года. Трижды тяжело ранен (7 марта 1942, 15 января и 31 марта 1944). После прорыва немецкой обороны стрелковыми частями 1-го Белорусского фронта, танковая рота гвардии старшего лейтенанта И.В. Головина, действуя в глубине обороны противника, за 15 и 16 января 1945 года прошла с боями более 200 км. Рота участвовала в освобождении многих населённых пунктов на территории Польши. За двое суток непрерывных боев рота перерезала три железнодорожных и несколько шоссейных магистралей, уничтожила 20 орудий, 5 танков, 1 САУ, 1 БТР, более 250 грузовиков и свыше 400 солдат и офицеров противника. 

Танковая часть, в которой служил Головин в феврале 1945 г. занимала рубеж в районе польского городка Нове Място. Танковой роте, которой он командовал, поставили ответственную задачу: перерезать главную шоссейную магистраль на Варшаву, и затем, войдя в тыл противника, форсировать реку Пилица, очистить от немцев Нове Място. В помощь танкам были выделены автоматчики-десантники. Пока шла подготовка к операции, немцы под прикрытием своих танков начали отход. Поэтому не менее важным было, чтобы не упустить момент, воспользоваться поднявшейся в стане врага суматохой, форсировать водный рубеж не через воду, а по мосту, который немцы еще не успели взорвать. Рота вплотную подошла к месту переправы. Вот уже первый, второй, третий танки роты благополучно миновали мост, и пока немцы опомнились, успел переправиться еще один экипаж. Завязался ожесточенный бой. Оставшиеся на этом берегу реки танки дружным огнем поддержали переправившиеся танки с десантом автоматчиков. 

Установив сигналы ракетами, Головин пешком перебрался в передовую группу танков и оттуда, корректируя огнем, давал точные целеуказания. Враг не выдержал губительного огня советских танковых пушек и стал быстро откатываться. По пятам противника советские танки ворвались в город. Шесть часов длилось это сражение. Несмотря на значительное превосходство противника, роте удалось одержать полную победу. К полудню город был взят. Спустя несколько часов был восстановлен разрушенный мост и стянуты в город все танки роты. А в 16:00 старший лейтенант Головин уже радировал в штаб танковой армии: «Поставленная задача выполнена. Жду дальнейших указаний». 

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 февраля 1945 года гвардии старшему лейтенанту И.В. Головину присвоено звание Героя Советского Союза. 

После войны Иван Головин продолжал службу в бронетанковых войсках. В 1945-1948 годах учился в Высшей бронетанковой школе (Ленинград). Затем до 1955 года в звании гвардии капитана и гвардии майора служил командиром танковой роты в 9-м гвардейском танковом полку (в/ч 43715) в городе Рустави (Закавказский военный округ). После увольнения в запас некоторое время жил и работал в Грузии, а затем переехал в Новомосковск Тульской области, работал мастером на химкомбинате. Умер 25 апреля 1965 года, похоронен в Новомосковске. 

Читайте также:




Похожие статьи:



Возврат к списку

Оценка пользователей:
(0)

Добавить комментарий


 
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


2024 - Год семьи в России

госуслуги.jpg

Календарь событий

Октябрь 2020

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1