«Весна. Чайковский. Музыка», к 185-летию композитора П.И. Чайковского
9 апреля 2025 года литературно-музыкальная гостиная «Вдохновение» Тульской областной специальной библиотеки для слепых пригласила любителей классической музыки на 185-летний юбилей всемирно известного русского композитора Петра Ильича Чайковского (1840-1893).
Петр Ильич Чайковский стал одной из эмблем нашей культуры. Он является ярким представителем музыкального романтизма и одним из выдающихся лириков в музыке. Наследие Чайковского представлено разными жанрами: это – десять опер, три балета, семь симфоний (шесть пронумерованных и симфония «Манфред»), 104 романса, ряд программных симфонических произведений, концерты и камерно-инструментальные ансамбли, хоровые сочинения, кантаты, фортепианные миниатюры и фортепианные циклы. Его творчество представляет собой чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру.
Главный библиограф Елена Александровна Чепелева рассказала гостям много интересных фактов из биографии композитора.
Музыка слишком ярко действовала на маленького Чайковского. С пяти лет она стала для него навязчивой идеей. Он то и дело старался подбирать на домашнем рояле мелодии и дополнять их собственными вариациями. В этом деле ему иногда помогали родители. Его отец в молодости умел играть на флейте, а мать играла на фортепиано и арфе, пела романсы.
В Императорском училище правоведения Чайковский познакомился и подружился с поэтом Алексеем Апухтиным. Вместе они издавали журнал «Училищный вестник», где публиковали свои стихи и статьи. Будущий композитор много читал – выписывал журнал «Современник», покупал книги Пушкина, Грибоедова, Лермонтова.
С сентября 1861 года он посещал занятия Антона Рубинштейна при Русском музыкальном обществе (РМО), а в 1862 году стал одним из первых студентов только что открывшейся Санкт-Петербургской консерватории, которую окончила в 1865 году с высшей наградой – большой серебряной медалью и званием «свободного художника».
По приглашению Н. Рубинштейна, брата композитора А. Рубинштейна, Чайковский переехал из Петербурга в Москву преподавать на недавно созданных музыкальных курсах, которые вскоре были преобразованы в Московскую консерваторию.
«Красота в музыке состоит не в награмождении эффектов и гармонических курьёзов, а в простоте и естественности», – отмечал П.И. Чайковский.
Он много сделал для правильной организации учебного процесса, сам написал методические пособия, занимался переводами зарубежных учебников. В течение двух лет он успевал преподавать и заниматься творчеством. Но это было очень нелегко, и Петр Ильич решил покинуть консерваторию.
Говоря о композиторе, конечно, нужно слушать его произведения.
Музыкальной иллюстрацией к рассказу о П.И. Чайковском послужили «Ариозо Онегина» из оперы «Евгений Онегин» в исполнении Муслима Магомаева, ария Ленского из фильма-оперы «Евгений Онегин» (СССР, 1958, 0+) в исполнении Антона Григорьева (актер Игорь Озеров), ария Германа «Что наша жизнь? Игра!» из оперы «Пиковая дама» (СССР, 1960, 12+) в исполнении Зураба Анджапаридзе (актер Олег Стриженов), пьеса «Апрель. Подснежник» из цикла «Времена года» в исполнении Дениса Мацуева.
Всех порадовал мультфильм «Весенние мелодии» (СССР, 1946, 0+) по произведениям П.И. Чайковского.
Сегодня наследие гениального русского композитора почитается не только на родине, но и во всем мире. Его творчество продолжает жить в умах и сердцах людей, вдохновляя представителей искусства на новые свершения, а многочисленные культурные объекты, музеи, памятники и выставки дарят людям возможность узнать больше о жизни, переживаниях, и, конечно, музыке великого автора.
«Из века в век, из поколения в поколение переходит наша любовь к Чайковскому, к его прекрасной музыке, и в этом её бессмертие», – говорил композитор Д. Д. Шостакович.
Похожие статьи:
Оценка пользователей:
Добавить комментарий
Возврат к списку проектов