Поиск по сайту:
Проекты библиотеки
Тульская областная специальная библиотека для слепых приглашает к сотрудничеству мастериц и волонтеров для изготовления тактильных книжек для маленьких детей с нарушениями зрения.
Обращаться по телефону:
8(4872) 41-66-14
8(4872) 41-03-36
Электронный адрес: Tosbs@tularegion.ru
Мы в социальных сетях - присоединяйтесь!
ВКонтакте Odnoklassniki Youtube

Улицы Тулы, названные в честь героев Великой Отечественной войны: улица Рогова

12.11.2020 07:41:00 0+

В нашем краеведческом проекте «Память о Великой Отечественной войне в названиях улиц Тулы» были рассказы о туляках-героях, чьи имена носят улицы города. В продолжении проекта – об улице Рогова.

Улица Рогова

Улица Рогова, которая ранее называлась Транспортной (по другим данным – Крематорской), находится в микрорайоне Мясново Привокзального территориального округа Тулы. Она берет начало от пересечения с Верхней Краснослободской улицей, идет с севера на юг города, пересекая 1-й и 2-й проезд Мясново, улицу Профсоюзную, 4-й проезд Мясново, улицу Болотова, 6-й, 7-й, 8-й, 9-й и 10-й проезды Мясново, вливается в Одоевское шоссе в районе Свято-Казанского храма. Протяженность улицы Рогова составляет 1 км.

На доме № 33 по улице Рогова установлена мемориальная доска с надписью: «Рогов Алексей Григорьевич (1913-1941). Туляк – Герой Советского Союза, командир эскадрильи. Геройски погиб при защите Москвы от немецко-фашистских захватчиков».

На соседней улице Болотова, на доме № 68а, который торцом выходит на улицу Рогова, установлена мемориальная доска: «Рогов Алексей Георгиевич (1913-1941). Военный лётчик, капитан. Герой Советского Союза. 8 октября 1941 года направил горящий самолёт на танковую вражескую колонну».

Обе мемориальные доски посвящены одному человеку. Путаница не только в отчестве, но в дате и месте рождения героя, дате гибели. И это отражено в документах.

Алексей Григорьевич Рогов по одним данным родился 22 января 1913 года в городе Туле в семье рабочего. По другим данным – 16 февраля 1913 года в деревне Выглядовка Одоевского уезда Воскресенской волости Тульской губернии (ныне Дубенского района) в семье крестьянина.

Большую поисковую работу провели краеведы Дубенского района – Воскресенской сельской школы. Будем полагаться на их данные, установленные из рассказов родственников Рогова и хранившихся в семье документов летчика.

По их сведениям, Алексей Рогов родился 16 февраля 1913 года в городе Туле, в простой рабочей семье.

В конце 1920 г. отец Рогова, Григорий Кириллович, возвратился с фронта. Не сразу нашёл работу бывший красноармеец. Семья едва сводила концы с концами. Жили в однокомнатной квартире, питались, в основном тем, что привозили из Выглядовки (в 33 километрах от Тулы), где жила бабушка Пелагея Федоровна. На семейном совете решили отправить Алексея в деревню: пусть помогает по хозяйству старушке, которая жила одна.

Алексей был крепким и не по годам рослым, трудолюбивым. Не ленился выскоблить и вымыть в избе пол, наносить воды из колодца, накормить скотину. У Алексея рано сформировалось чувство ответственности и за себя, и за родных. Мальчик понял, что он кормилец, ведь дома подрастали братишка Сергей, сестра Мария. В 1932-м родилась младшая Рая.

Учился он с 1 по 4 классы в селе Воскресенском. Затем его приняли в Выглядовскую школу. Здесь он окончил 7 классов. После этого в 1928 году Алексей возвратился в Тулу. Выдержав конкурсные экзамены, поступил в Тульскую инструкторскую школу по художественной обработке металлов (ныне Тульский технико-экономический колледж имени А.Г. Рогова).

Однако завершить учёбу ему не позволили всё те же тяжёлые материальные условия семьи. Алексей пошёл работать слесарем на радиозавод.

В марте 1931 года по комсомольской путёвке Алексей Рогов поступил в Тульскую школу лётчиков ОСОАВИАХИМа (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству). Его первым лётным инструктором была В.С. Гризодубова, которая в Туле начинала свой путь в большую авиацию.

В апреле 1932 года, после окончания лётной школы, Алексея Рогова приняли по спецнабору во 2-ю военную школу лётчиков в городе Борисоглебске, которую он окончил в 1933 году и был направлен для прохождения службы в 9-ю авиабригаду Белорусского Особого военного округа, где он начал летать вторым лётчиком на тяжёлом бомбардировщике ТБ-3.

После окончания учебы в 1935 году он вернулся в летную часть в Белоруссии, где продолжил совершенствовать свое летное мастерство. Через несколько лет он стал командиром экипажа, затем заместителем командира эскадрильи.

Нападение гитлеровцев на СССР застало его в Латвии, он был в составе действующей армии. С первого дня войны Алексей Рогов участвовал в воздушных боях и к октябрю 1941 г. совершил более 60 боевых вылетов для нанесения ударов по железнодорожным узлам, скоплениям войск и переправам противника. Командир эскадрильи 40-го батальона, капитан А.Г. Рогов участвовал в битве под Москвой.

В начале октября 1941 г. согласно плану «Тайфун» немецкое командование создало перевес сил на трёх направлениях ударов и предприняло наступление против оборонявшихся войск Красной Армии Западного, Резервного и Брянского фронтов. На Рославль-Юхновском направлении ударная группировка нанесла удар на 60-километровом участке фронта, вдоль шоссейной дороги Рославль-Юхнов и уже через два дня советская оборона на реке Десне была прорвана.

4 октября 1941 г. немецкие передовые группы появились под городом Юхнов. Для того чтобы поддержать спешно создаваемый новый рубеж обороны на этом направлении, лётчики ПВО Москвы и 40-го бомбардировочного полка беспрестанно бомбили немецкие переправы через реку Угру.

Как было установлено в ходе последующих расследований и свидетельских показаний очевидцев воздушного боя, 8 октября 1941 года при выполнении боевого задания Пе-3 капитана Рогова был подбит. Отважный летчик совершил огненный таран танковой колонны противника на переправе через реку Угра близ города Юхнов Калужской области.

Последнее письмо от мужа Вера Рогова получила с датой отправления 5 октября 1941 года: «Здравствуй, Верушечка! Поцелуй за меня дорогого сынульку! Я здоров и немного поправился. Спать ложусь в 9-10 часов вечера, а встаю в 5.00 или 6.00 утра. Вчера сопровождал заседавшую у нас комиссию от США и Англии. Нагляделся генералов, полпредов и других чинов. Интересно это было рассказать устно, так как в письме все не опишешь. А церемония интересная. Одним словом, напомни после войны, расскажу. Благодарю Эдиньку за письмо мне. Твой Алексей».

Газета «Правда» 23 октября 1941 года в передовой, посвященной боевым летчикам, писала: «Прекрасных результатов добилась эскадрилья, которой командует капитан Рогов. Летчики эскадрильи во главе со своим командиром нанесли существенный урон фашистским полчищам, наступающим на Москву, рассеивали и уничтожали вражеские танки, моторизованную технику, автомашины».

Значит, в октябре Рогов был еще жив?

Жена Рогова в декабре 1941 года получила известие, что ее муж А.Г. Рогов пропал без вести.

Подробности гибели капитана Рогова стали известны много лет спустя. В письме, полученном женой Героя в марте 1966 года, Министерство обороны СССР сообщило: «8 октября 1941 года при выполнении боевого задания по уничтожению скопления вражеских войск на подступах к Москве самолет, пилотируемый капитаном Роговым, был подожжен зенитной артиллерией противника. Проникнутый жгучей ненавистью к врагу, бесстрашный летчик твердой рукой направил свой горящий самолет на скопление войск и техники врага. Капитан Рогов погиб смертью героя, до конца выполнив свой воинский долг».

Вспоминает С. Бобков: «Отступая под натиском врага к Москве, наши части взрывали все шоссейные и железнодорожные мосты, чтобы замедлить продвижение гитлеровских войск. Но железнодорожный мост через реку Угру западнее Юхнова, на главном направлении, взорвать не успели. По этому мосту днем и ночью шли немецкие эшелоны. Приказ уничтожить мост, причем незамедлительно, исходил из Ставки Верховного Главнокомандования. Решить задачу предстояло летчикам 40-го бомбардировочного авиаполка, который успели перевооружить скоростными пикирующими бомбардировщиками Пе-2 и Пе-3. Столь эффективных пикирующих машин ни у кого больше не было до самого конца войны.

И тем не менее разрушить мост не удавалось. Понимая его стратегическое значение, немцы прикрыли мост мощной зенитной артиллерией и истребителями. При подлете к мосту наши самолеты встречали сплошной заградительный огонь. Полк нес потери. Когда же удавалось прорваться к цели, то даже при точном бомбометании мост получал незначительные разрушения: бомбы рвались в воде под ним. Взрыватели не срабатывали мгновенно. Техники-вооруженцы полка придумали даже скобы с якорями, которые прикручивали к бомбам болтами. Но и якоря не могли удержать стокилограммовые бомбы. Время неумолимо работало на немцев. Развязка была такой. 8 октября 1941 года при подлете к мосту зенитными снарядами был подбит самолет Пе-3, пилотируемый командиром второй эскадрильи полка капитаном Роговым Алексеем Григорьевичем (штурман Форносов Василий Иванович). Рогов направил горящий самолет на мост и таранил его. Взрыв был огромный силы: самолет весом 7,5 тонны, около трех тонн горючего и 15 стокилограммовых бомб общим весом 1,5 тонны. От моста ничего не осталось».

Подвиг капитана Рогова также засвидетельствовал лейтенант И.Е. Малай, который шел на боевое задание в паре с ним. Капитану Рогову Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 октября 1941 года присвоили звание Героя Советского Союза.

В начале октября 1941 года в газете авиационной части напечатали стихотворение «Капитан Рогов»:

Кожаный шлем надевает пилот,
Готовясь в далекий путь.
Бомбы подвешены, время в полет
Машину свою взметнуть.
Время поднять два прямых крыла,
Чтобы в колючей мгле
Рядом с синей звездой проплыла
Звезда на твоем крыле.
Рогов противнику в тыл летит,
Шумят за окном ветра,
Станет стеной на его пути
Облачная «мура».
Будет зенитка строчить в зенит —
Не дрогнет его рука.
Он прорвется, он долетит,
Он разбомбит врага.

Через три дня после опубликования этого стихотворения оборвалась жизнь отважного летчика.

Герой Советского Союза Рогов А.Г. навечно зачислен в списки 2-й эскадрильи 48-го гвардейского Нижнеднестровского ордена Суворова отдельного авиаполка дальних разведчиков.

Именем Героя названа улица в городе-герое Туле. На здании Тульского технико-экономического колледжа, который носит имя А.Г. Рогова (Тула, ул. Ф. Энгельса, 89) установлена мемориальная доска с надписью: «Герой Советского Союза Рогов Алексей Григорьевич (1913-1941 гг.). Защищая подступы к Москве направил горящий самолет на скопление живой силы и техники противника».

В октябре 1965 года в Доме офицеров г. Тулы (дом Дворянского собрания, проспект Ленина, 44) состоялась встреча учащихся Тульского электромеханического техникума с однополчанами 40-ого скоростного бомбардировочного авиаполка, в котором служил А.Г. Рогов, и его женой. От них ребята узнали, что Алексей Григорьевич учился в этом техникуме. Это заинтересовало их, и было решено создать поисковый отряд имени Рогова и бороться за присвоение техникуму его имени.

Поисковый отряд состоял из студентов 2-3 курсов. Ребята выезжали в Калужскую область г. Юхнов, где точно установили место гибели Алексея Григорьевича. Со дна реки Угры были подняты части самолета.

На средства, заработанные учащимися, на месте гибели А.Г. Рогова был установлен памятник.

12 июля 1971 года за большую военно-патриотическую работу Постановлением Совета Министров РСФСР учебному заведению было присвоено имя Героя Советского Союза А.Г.Рогова – теперь Тульский технико-экономический колледж имени А.Г. Рогова.

В 2020 году в рамках проекта «Лица Победы» учащиеся Воскресенской средней школы (Дубенский район Тульской области) сняли видеофильм о Герое Советского Союза Алексее Рогове, в котором представлено много фотодокументов из семейного архива летчика. Предлагаем к просмотру этот видеофильм:





Похожие статьи:



Возврат к списку

Оценка пользователей:
(0)

Добавить комментарий


 
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Возврат к списку проектов

2024 - Год семьи в России

госуслуги.jpg

Календарь событий

Август 2018

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2