Рождественские истории: читаем и слушаем. История 9. Ф. Достоевский
Продолжается проект семейных чтений «Рождественские истории: читаем и слушаем» – художественное чтение и видеопрезентация рождественских (святочных) рассказов.
История девятая: Мальчик у Христа на Елке (Ф. Достоевский)
«Мальчик у Христа на Елке» – рождественский рассказ Фёдора Достоевского, написанный в 1876 году. Достоевский приступил к рассказу 30 декабря 1875 года, и вскоре он был опубликован в январском выпуске «Дневника писателя», где он выразил свои размышления на тему сострадания к обездоленным детям.
Достоевский Ф. Мальчик у Христа на Елке (читает Елена Вячеславовна Хафизова; видеофильм – Наталья Петровна Мызенкова):
Несколько слов об авторе:
Федор Михайлович Достоевский (1821-1881) – всемирно известный русский писатель, философ, публицист.
Родился в Москве, в многодетной обедневшей семье, где дети воспитывались в страхе и повиновении, по традициям старины, проводя большую часть времени на глазах родителей. В 1827 году отец Достоевского за служение Отечеству в больнице для бедных получил чин коллежского асессора и потомственное дворянство.
С 1832 семья ежегодно проводила лето в купленном отцом селе Даровое Тульской губернии. Встречи и разговоры с мужиками навсегда отложились в памяти Достоевского и служили в дальнейшем творческим материалом.
Учился в Главном инженерном училище в Петербурге. По окончании училища, прослужив меньше года в Петербургской инженерной команде, летом 1844 Достоевский уволился в чине поручика, решив полностью отдаться литературному творчеству.
За участие в организации тайной типографии для печатания воззваний к крестьянам и солдатам общества Петрашевцев Достоевский был арестован в 1849 г., содержался в Петропавловской крепости, ожидая казни. Казнь заменили каторгой, которую он отбывал с 1850 по 1854 гг. «чернорабочим» в Омской крепости. Весной 1857 писателю было возвращено потомственное дворянство и право печататься, но полицейский надзор над ним сохранялся до 1875. В Сибири, по признанию Достоевского, изменились «постепенно и после очень-очень долгого времени» его «убеждения». Суть этих перемен, Достоевский в самой общей форме сформулировал как «возврат к народному корню, к узнанию русской души, к признанию духа народного».
Склонность к публицистике Достоевский питал с первого периода творчества, когда в 1847 году были опубликованы его фельетоны «Петербургская летопись».
В 1873 году Достоевский выпускает свое моноиздание «Дневник писателя» - новаторское по форме и содержанию издание одного автора из серий фельетонов, очерков, полемических заметок на злобу дня, литературной критики, воспоминаний. В «Дневнике писателя» впервые публиковались ответы на письма читателей со всей России, были напечатаны небольшие художественные произведения Достоевского: «Бобок» (1873), «Мальчик у Христа на ёлке» (1876), «Мужик Марей» (1876), «Столетняя» (1876), «Кроткая» (1876), «Сон смешного человека» (1877). В 1880 году вышел очерк о Пушкине. На страницах моножурнала в форме диалога велась полемика равных по силе оппонентов, которые представляли различные направления русской общественно-литературной мысли. Автор излагал разные точки зрения на современные события и собственное к ним отношение. Поиск ответов на острые вопросы политической, социальной и духовной жизни России впоследствии был продолжен в самостоятельных выпусках «Дневника писателя» за 1876, 1877, 1880 и 1881 годы, в романах «Подросток» и «Братья Карамазовы», в речи о Пушкине 1880 года.
Достоевского считают писателем для взрослых, но есть некоторые его произведения, которые доступны для понимания и прочтения в детском и подростковом возрасте: «Хозяйка», «Слабое сердце», «Неточка Незванова», «Белые ночи», «Дядюшкин сон», «Село Степанчиково и его обитатели».
Другие «Рождественские истории» здесь.
6921
Похожие статьи:
Оценка пользователей: