Поиск по сайту:
Итоги Межрегиональной онлайн-конференции «Место и роль тактильных изданий в формировании целостной картины мира у людей с проблемами зрения»
Тульская областная специальная библиотека для слепых приглашает к сотрудничеству мастериц и волонтеров для изготовления тактильных книжек для маленьких детей с нарушениями зрения.
Обращаться по телефону:
8(4872) 41-66-14
8(4872) 41-03-36
Электронный адрес: Tosbs@tularegion.ru
Мы в социальных сетях - присоединяйтесь!
ВКонтакте Odnoklassniki Youtube

Итоги Межрегиональной онлайн-конференции «Место и роль тактильных изданий в формировании целостной картины мира у людей с проблемами зрения»

28.10.2021 15:41:00

28 октября 2021 года состоялась Межрегиональная онлайн-конференция «Место и роль тактильных изданий в формировании целостной картины мира у людей с проблемами зрения», организованная Тульской областной специальной библиотекой для слепых в рамках мероприятий Российской библиотечной ассоциации (Секция библиотек, обслуживающих инвалидов).

В работе конференции приняли участие более 70 специалистов, представляющих библиотеки различного уровня, а также образовательные и медицинские организации из разных регионов России, охватывая практически всю географию страны от Санкт-Петербурга до Сахалина, от Архангельска до Крыма.

Ведущей конференции выступила заместитель генерального директора Регионального библиотечно-информационного комплекса – заведующая обособленным структурным подразделением «Тульская областная специальная библиотека для слепых» Е.Н. Брешенкова.

Были заслушаны следующие доклады:

  • «Необходимость и возможности применения в тактильных книгах новых технологий и инноваций» - С.М. Максименко, главный библиотекарь отдела организационно-методической, научно-исследовательской и редакционной работы Российской государственной библиотеки для слепых.

  • «Научно-методические аспекты в технологии создания тактильных книг» - Р.В. Феоктистова, методист детского отдела Санкт-Петербургской Государственной специальной центральной библиотеки для слепых и слабовидящих.

  • «Тактильная книга как средство развития для особых детей» - О.Л. Шеренцис, главный библиотекарь отдела библиотечного обслуживания граждан с ограничениями жизнедеятельности Кировской ордена Почёта государственной универсальной областной научной библиотеки им. А.И. Герцена.

  • «Трогательные миры незрячих детей: опыт Башкирской республиканской специальной библиотеки для слепых» - Т.С. Резяпкина, главный библиотекарь отдела организации досуга Башкирской республиканской специальной библиотеки для слепых им. М.Х. Тухватшина.

  • «Отображение реальности через сказочную картину мира в тактильных книгах» - А.Т. Валеева, редактор Республиканской специальной библиотеки для слепых и слабовидящих Республики Татарстан.

  • «Тактильная книга как средство познания мира: опыт Самарской областной библиотеки для слепых по проведению познавательно-игровых занятий для детей с патологиями зрения» - Н.М. Шапко, ведущий методист Самарской областной библиотеки для слепых.

  • «Тактильные рукодельные книги и дидактические пособия: опыт Владимирской области» - Н.Ю. Мартынова, заведующая методическим отделом Владимирской областной специальной библиотеки для слепых.

  • «Дидактические игры для развития тактильных ощущений» - О.В. Маренкова, воспитатель государственного образовательного учреждения Тульской области «Ефремовская начальная школа».

  • «Вместе делаем добро: опыт сотрудничества с Тульским педагогическим колледжем по созданию тактильных рукодельных изданий для детей с ОВЗ» - Т.В. Демидова, заведующая сектором культурно-просветительной деятельности для детей с ОВЗ Тульской областной специальной библиотеки для слепых.

Теория и практика доказывают, что тактильные книги способствуют ускоренному общему развитию детей, социально-бытовой ориентировке, знакомству с миром человеческих отношений, усвоению правил поведения и общения.

Большую роль в этом играют книги, знакомящие с окружающим миром природы, быта, а также книги с краеведческим аспектом, комплексные издания на разных языках.

Специалисты отмечают, что для большей эффективности использования тактильных книг является привлечение самих юных читателей к выпуску таких изданий. Дети рассказывают, какие бы книги им было интересно прочитать, с какими сюжетами и персонажами познакомиться.

В арсенале средств создателей тактильных книг в библиотеках все чаще встречаются технологии 3-D моделирования и печати.

Среди современных тенденций создания рукодельных дидактических пособий большую роль играет привлечение волонтеров, например, из числа студентов педагогических вузов и колледжей. Будущие педагоги-дефектологи и психологи уже на этапе освоения специальности участвуют в практике изготовления и применения тактильных пособий для детей с нарушениями в развитии. Под контролем опытных специалистов и экспертов они учатся подбирать и сопоставлять материалы, правильно оформлять книги и выстраивать методику работы с ними.

В работе по созданию тактильных книг важно межведомственное сотрудничество с организациями образования, медицины, социального обслуживания, а также взаимодействие с семьями, воспитывающими детей с особенностями развития.

Книги, создаваемые специалистами российских библиотек, признаны среди лучших в мире, получают призы и награды в международных конкурсах.

Участники конференции едины во мнении, что стратегия развития специальных библиотек для слепых должна включать такое важное направление, как создание тактильных рукодельных книг с учетом передового опыта российских и зарубежных коллег, а также активное и всестороннее их использование.

Рекомендации
Межрегиональной онлайн-конференции
«Место и роль тактильных изданий в формировании целостной картины мира у людей с проблемами зрения»
(проект)

28 октября 2021 года в г. Туле состоялась Межрегиональная онлайн-конференция «Место и роль тактильных изданий в формировании целостной картины мира у людей с проблемами зрения» Она была организована, в рамках мероприятий РБА (Секция библиотек, обслуживающих инвалидов).

В работе конференции приняло участие более 70 специалистов, представляющих специальные библиотеки для слепых, универсальные научные библиотеки и муниципальные библиотеки, а также организации и учреждения, работающие с детьми с ограниченными возможностями.

Участники онлайн-конференции познакомились с современными тенденциями в области создания тактильных рукодельных книг и дидактических пособий, а также с их использованием в практической деятельности региональных спецбиблиотек и специальных коррекционных учреждений. Особое внимание было уделено использованию тактильных рукодельных книг с целью адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями.

По итогам работы участники онлайн-конференции констатируют, что тактильные рукодельные книги способствуют ускоренному развитию зрительного восприятия, ориентировке на микроплоскости, социально-бытовой ориентировке, развитию зрительных функций.

Эти книги можно использовать как часть тифлопедагогических занятий. Одновременно обследуя объемные предметы и их изображения, ребенок обучается целостному восприятию этих предметов и действиям с ними, учится анализировать, сравнивать, объединять признаки и свойства.

Тактильные рукодельные книги способствую знакомству с миром общения и человеческих отношений, усвоению правил поведения, развитию памяти, мышления, речи, внимания. Создание проблемных ситуаций на страницах данных книг дает возможность ребенку самостоятельно искать решения и делать выводы. Занятия по этим книгам помогают корригировать нарушения познавательной и коммуникативной деятельности детей с нарушением зрения.

Стратегия развития специальных библиотек для слепых неразрывно связана с освоением и внедрением в библиотечную практику издания тактильных рукодельных книг с учетом передового опыта российских и зарубежных коллег, а также активное и всестороннее их использование.

Исходя из этого, участники конференции принимают следующие рекомендации:

В адрес органов исполнительной власти на местах:

  1. Обеспечить организационную и финансовую поддержку процессов изготовления тактильных рукодельных книг на базе специальных библиотек с использованием российского и зарубежного опыта.

  2. Способствовать обучению сотрудников библиотек, занимающихся выпуском тактильных рукодельных книг и дидактических пособий (участие в различных конференциях, семинарах-практикумах, школах передового опыта).

В адрес региональных библиотек, обслуживающих детей с ограниченными возможностями (в том числе с нарушением зрения):

  1. Проявить инициативу и заинтересованность в освоении издания тактильных рукодельных книг и дидактических пособий и их использования в реабилитации детей с ограниченными возможностями.

  2. Отслеживать основные тенденции в развитии специальной психологии и коррекционной педагогике, а также в разработке новых направлений издания тактильных рукодельных книг и дидактических пособий, используя различные источники информации: публикации в профессиональной печати, в сети Интернет, материалы конференций, семинаров, общение с коллегами, и учитывать их в своей работе.

  3. Привлекать к сотрудничеству различные организации и учреждения для совместного издания тактильных рукодельных книг и дидактических пособий.

  4. Привлекать к процессу разработки и изготовления тактильных рукодельных книг и дидактических пособий специалистов: тифлопедагогов и тифлопсихологов, руководителей кружков декоративно-прикладного искусства в домах детского творчества, школах искусств, преподавателей труда в центрах образования, мастеров декоративно-прикладного искусства, волонтеров, а также инвалидов по зрению.

  5. Использовать современные технические возможности для издания тактильных рукодельных книг и дидактических пособий (термоаппараты, Брайлевский принтер, 3D принтер, ламинатор и др.).

  6. Повысить эффективность использования тактильных рукодельных книг и дидактических пособий, своевременно обеспечивая индивидуальные и групповые информационные потребности детей с ограниченными возможностями.

В адрес Российской государственной библиотеки для слепых:

  1. Осуществлять мониторинг состояния и основных направлений издания тактильных рукодельных книг и дидактических пособий.

  2. Принимать участие в экспертизе новых разработок по изданию тактильных рукодельных книг и дидактических пособий и способствовать внедрению в практику перспективных направлений их создания, в наибольшей степени соответствующих потребностям пользователей.

  3. Активно содействовать корпоративному взаимодействию на основе использования имеющихся ресурсов, вовлекая в него возможно большее число заинтересованных библиотек сети.

  4. Оказывать организационную поддержку и методическую помощь специальным библиотекам для слепых в решении вопросов издания тактильных рукодельных книг и дидактических пособий.

Просим предложения, замечания и дополнения к Рекомендациям писать в комментариях к данной статье на сайте или присылать на почту библиотеки tosbs@tularegion.ru

Видеозапись конференции:


Тульская областная специальная библиотека для слепых благодарит всех участников конференции, желает творческих успехов, новых проектов и инноваций в деле создания и использования тактильных книг и дидактических пособий и надеется на продолжение плодотворного сотрудничества.




Похожие статьи:



Возврат к списку

Оценка пользователей:
(0)

Добавить комментарий


Комментировать

2024 - Год семьи в России

госуслуги.jpg

Календарь событий

Октябрь 2020

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1