Доступный спорт
История
паралимпийского
движения
Городские известия. – 2021. – 25 марта. – № 36. – С. 13.
Как помочь особенному ребенку реализовать творческие способности, знают сотрудники детского сада №127. Его заведующая Ирина Трещева на днях приняла участие во II межрегиональной онлайн-конференции «Инновационные практики в дошкольном образовании: от мировых трендов до авторских проектов!».
Мероприятие было организовано министерством образования и науки Кузбасса. Ирина Вадимовна представила Курск на инновационной площадке «Современные подходы к организации образовательного процесса детей с ОВЗ в системе дошкольного образования».
Опыт курского детсада получил высокую оценку коллег из разных регионов России и живой отклик в батл-обсуждениях. Эта система работы с семьями воспитанников в условиях инклюзивного образования дала положительные результаты: родители стали активными участниками образовательных отношений, дети-инвалиды почувствовали себя увереннее, подтверждение тому – их участие в фестивалях и конкурсах.
– Главное, что семьи детей с особыми образовательными потребностями преодолели собственную инертность и изолированность. Видя такой эффект, педагоги мотивированы на творческий поиск новых инновационных форм работы с ними. Как говорил великий учитель Василий Сухомлинский: «Педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей», – отметила Ирина Трещева.
С особенными детьми, кроме воспитателей, работают психолог, социальный педагог, дефектолог, логопеды.
Расцветут, как цветы
Ирина Трещева пришла в 127-й детский сад в 2015 году. С 2017-го под ее руководством специалисты дошкольного учреждения начали вплотную работать с воспитанниками с особыми образовательными потребностями.
– Тогда у нас было восемь детей-инвалидов. Кроме того, взяли под контроль дошкольников, чьи родители находились в трудной жизненной ситуации, – создали для них детско-родительский клуб «Растем вместе», – рассказала Ирина Вадимовна. – Наша работа важна. Ведь дошкольное учреждение – первый вне семейный социальный институт, в котором начинается систематическое педагогическое просвещение родителей детей с особыми образовательными потребностями и оказание им необходимой психолого-педагогической помощи.
Сейчас в саду воспитываются шесть детей-инвалидов и 53 ребенка с ОВЗ, большинство – с тяжелыми нарушениями речи
– Такие дети требуют особого подхода, но без взаимодействия с родителям не будет и успеха, – уверена заведующая. – Самый сложный момент – доказать папе или маме, что его ребенка надо принимать и учиться любить таким, какой он есть. Нельзя требовать от таких детей больше того, что они могут. Каждому малышу нужно что-то свое: одному – больше читать, другому – больше говорить, третьему – развивать моторику или рисовать.
История об одном из таких особенных детей стала победителем конкурса сочинений в форме эссе в рамках проекта «Счастье возможно», поддержанного Фондом Президентских грантов и Курским институтом развития образования (соисполнителем гранта). Его написала мама, которая раньше стеснялась своего ребенка/
– В эссе было столько любви, нежности и надежды, что можно позавидовать. Мама поняла: если верить в малыша, он расцветает, как цветок, и дарит счастье, – пояснила Ирина Трещева.
Кстати, это трогательное эссе опубликовали в сборнике «Надежда на счастье», о котором «ГИ» рассказывали в одном из номеров.
Успешный родитель – любящий родитель
Система работы с особенными детьми на базе детского сада строится в рамках созданной «Школы успешного родительства» по четырем направлениям: информационно-аналитическое, психолого-педагогическое просвещение, вовлечение родительского сообщества в совместную деятельность, работа по обмену опытом с семьями воспитанников.
Информационно-аналитическая работа начинается с анализа социального состава семьи, выявления настроя и ожидания родителей от пребывания ребенка в детском саду. Также проходит изучение с помощью проективных методик.
Формы психолого-педагогического просвещения – это родительский клуб «Растем вместе», дистанционная служба «Соловушка», мотивационные плакаты-постеры, «Электронные блокноты» и телефон доверия.
– Темы заседаний клуба определяются с учетом пожеланий родителей. Формы их организации разнообразны: тренинги, практикумы, групповое, индивидуальное, семейное консультирование, дни традиций, социальное партнерство, встреча с гостем, – пояснила Ирина Вадимовна.
В работе дистанционной службы «Соловушка» используются образовательные технологии: сайт дошкольного учреждения, ведется интернет-переписка с мамами и папами. Группа в соцсети «ВКонтакте» позволяет привлечь родителей детей с особыми образовательными потребностями к активному взаимодействию.
Для обратной связи функционирует «Коробочка храбрости». Введенные в практику «Электронные блокноты» предполагают личную переписку педагога с конкретным родителем. При поступлении в детский сад каждый взрослый получает номер телефона доверия, по которому может обратиться к администрации через смс или голосовое сообщение по интересующему вопросу.
Формы вовлечения родительского сообщества в совместную деятельность – факультатив новичков, родительский театр «Арлекин», совет отцов, «Педагогическая гостиная: час общения». Первый помогает взрослым в подготовке особенного ребенка к поступлению в детский сад.
Ноу-хау детского сада – плейбек-театр или театр импровизации, где родители разыгрывают различные педагогические ситуации по принципу «здесь и сейчас». Дети и взрослые пробуют себя в разных ролях. «Примеряя» их, и тем, и другим будет легче справиться с реальными проблемами в жизни.
Еще одно направление взаимодействия с родителями – совместная работа учреждения по обмену опытом с семьями воспитанников. Оно представлено двумя блоками: газета для родителей «Чудо Чадо», выпуски которой имеют разные форматы: электронная версия, стенгазета, «живые странички». А также рубрики в открытой социальной сети «ВКонтакте»: «Семейные секреты» и «Маршруты выходного дня».
КСТАТИ
Дети с особыми образовательными потребностями ориентированы на спонтанное запоминание яркого и необычного. Поэтому для рубрики «Маршрут выходного дня» педагоги решили использовать Курск и его интересные места в качестве образовательного пространства.
Екатерина ПРОЗОРОВА.
Фото предоставлено детским садом № 127.