Доступный спорт
История
паралимпийского
движения
Курская правда. – 2021. – № 59. – С. 4-5.
Как живут глухие в мире слышащих?
Мир наполнен звуками, и человек, который их слышит, чаще всего не задумывается о том, что они для него значат. Как, вызвав скорую, услышать рекомендации медика?
Что, если надо связаться со службой спасения? С этими и тысячами других проблем ежедневно сталкиваются 7200 глухих людей, проживающих в нашей области. 3200 из них пользуются русским языком жестов. Но люди с нарушениями слуха могут говорить. Этому учат в Курской школе-интернате.
Мир тишины
«Счастье – это когда тебя понимают» – эти слова из известного фильма глубоко чувствует каждый глухой ребёнок, родившийся в семье слышащих родителей. Если они не знают жестового языка, то и ребёнка не научат. Малыш не понимает родителей, а они не знают, чего хочет он. В стенах школы дети с нарушениями слуха учатся слушать, слышать и говорить.
– У нас есть школа для родителей, – рассказывает заместитель директора Ольга Петрова. – Здесь папы и мамы изучают жестовый язык, особенности развития и психологию общения с ребёнком.
Воспитателя Елену Кузьминову дети обожают: добрая, внимательная, отзывчивая. Ей они доверяют все свои секреты, ведь Елена разговаривает с ребятами на одном языке – языке жестов. Это её родной язык. Лена – выпускница школы-интерната. После окончания обучения здесь она продолжила образование в университете имени Герцена и получила профессию сурдопедагога.
– Лена – прекрасный педагог, – говорит Ольга Петрова. – Чувствует проблемы каждого ребёнка. Хорошо образованна. Она всегда была отличницей и сейчас помогает ребятам выполнять уроки и узнавать новое.
О главном без лишних слов
Глухие люди очень плаcтичны, ведь эмоции они выражают при помощи жестов. Выпускница прошлых лет Татьяна Гикавая стала актрисой киевского театра жестов «Радуга».
Театр мимики и жеста «Акварель» – лауреат различных конкурсов и фестивалей всех уровней, в том числе и международного.
Театр работает в жанрах пантомимы, пластических миниатюр, жестовых постановок.
Недавно артисты «Акварели» побывали на спектакле «Лавина» в молодёжном театре «3Д». Помимо языка тела и эмоций, актёры на сцене использовали русский жестовый язык, который для многих обучающихся является родным.
– Впечатление от увиденного было настолько сильным, что после окончания спектакля мы ещё долго не могли прийти в себя и не хотели уходить из зрительного зала, – поделилась руководитель театра «Акварель», педагог школы-интерната Ольга Шведова. – Ребятам удалось пообщаться с режиссёром и хореографом театра «3Д» Сергеем Малиховым и рассказать ему про наш школьный театр. Общий язык наши обучающиеся нашли и с одним из актёров, который, как оказалось, прекрасно разговаривает на РЖЯ (русский жестовый язык).
Таланты школьных актёров тоже признаны. Дарья Филатова и Степан Клещёв недавно вернулись из Крыма с Международного образовательного медиафорума «Префикс +10», где стали одними из победителей. Ребята представили зрителям пластический мини-спектакль по стихотворению Анны Ахматовой «Путник милый». За несколько минут они без слов рассказали о сложных отношениях, любви, победе над собой и свободе.
От пекаря до медработника
– Сегодня у нас 117 обучающихся, все они успешно осваивают адаптированные образовательные программы, – говорит директор Курской школы-интерната Лариса Малихова. – После выпуска ребята поступают в профессиональные образовательные учреждения не только нашего региона, но и всей страны. В течение долгих лет мы сотрудничаем с политехническим колледжем. Здесь наши выпускники осваивают такие профессии, как мастер строительного и мебельного производства, пекарь. Учатся наши дети и в медицинском колледже, и в КГУ. В 2020 году школа отметила столетний юбилей. Со всей страны собрались выпускники прошлых лет. Мы всегда стараемся поддерживать с ними связь. В школе реализуется проект «Встреча со значимыми людьми». К нам приезжают люди, которые, имея нарушения слуховой функции, стали успешными в профессии, достигли своей цели.
Основной принцип работы школы: каждый ребёнок талантлив по-своему. Задача педагога – увидеть этот талант и дать ему возможность раскрыться. У ребят самые разные интересы: они играют в театре мимики и жеста, шьют для театра моды, танцуют, увлекаются спортом, искусно мастерят поделки, рисуют, занимаются робототехникой. Дети участвуют в региональных, всероссийских, а также международных олимпиадах и конкурсах, и результаты, полученные ими совместно с преподавателями, позволяют ставить новые, более высокие цели, ориентированные как на развитие творческого потенциала педагогов, так и на успешную социализацию обучающихся.
Очень часто достижения учеников школы-интерната превосходят успехи слышащих сверстников.
Взять «Абилимпикс»
Дмитрий Панюков учится в выпускном классе школы-интерната. Он обладает склонностью к точным наукам: математике, физике, информатике. Увлекается конструированием, 3D-моделированием, робототехникой. В 2020 году Дмитрий стал победителем VI Национального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» в компетенции «Робототехника».
А в 2019 году золотую медаль V Национального чемпионата «Абилимпикс» в копилку команды Курской области принёс Степан Клещёв. Обладая хорошо сформированным инженерным мышлением, Степан свободно экспериментирует со строительным материалом, с лёгкостью создаёт различные модели роботов, программируя их на выполнение конкретного практического задания.
Дмитрий и Степан являются членами национальной сборной «Абилимпикс» по робототехнике. Из шести участников российской сборной двое – обучающиеся ОКОУ «Курская школа-интернат».
Не отстают от своих товарищей Алексей Зиновьев и Григорий Бастрыкин. Ребята готовятся к VII Национальному чемпионату «Абилимпикс», но сначала они должны победить в региональном отборочном этапе чемпионата. Артёму Игуменову 12 лет, и он тоже пробует себя в робототехнике. Первым серьёзным соревнованием для Артёма стал региональный конкурс «Поверь в себя», на котором он занял первое место.
Роботов ребята создают в свободное от уроков время на занятиях объединения дополнительного образования «С компьютером на ТЫ». Вначале под руководством учителя информатики и математики Марины Чертковой дети освоили работу за компьютером. Изучение программирования начали с составления различных программ и игр в среде объектно ориентированного языка программирования Scratch. В дальнейшем данный навык помог разобраться в написании программ для роботизированных систем.
– Узнав в 2019 году о чемпионате «Абилимпикс», решили поучаствовать, – говорит Марина Черткова. – Хотели только «посмотреть, как это», но получилось победить, сначала на региональном уровне, потом и на национальном, причём победили с хорошим отрывом!
Первой ласточкой стал Степан Клещёв, в следующем году победил Дмитрий Панюков. В 2020 году соревнования VI Национального чемпионата впервые проходили в очно-дистанционном формате на площадке, организованной на базе школы-интерната. Сложность состояла в том, что все свои действия участник должен был выполнять только в зоне видимости трёх камер. Онлайн-трансляция велась непрерывно, также к ней был подключён ноутбук, на котором конкурсант составлял программу работы роботизированной платформы.
Сейчас идёт подготовка к Международному чемпионату «Абилимпикс». Это очень почётно – представлять Россию на международном чемпионате!
Спортивные рекорды
Выпускница Курской школы-интерната Наталья Егоричева – медицинская сестра поликлиники №7. Наталья всегда была спортивной – в родном селе Ольшанка Льговского района уже в 1-м классе играла с ребятами в футбол. Но серьёзно начала заниматься спортом в Курске.
– До 5-го класса я училась в обычной школе, но, когда нарушения слуха стали отражаться на результатах обучения, мы с родителями решили, что я продолжу учиться в специальном образовательном учреждении, – делится девушка. – В Курской школе-интернате я занималась художественной самодеятельностью, спортом. Увлеклась вольной и греко-римской борьбой. Первая моя победа – на первенстве России по вольной борьбе в 2014 году. Массаж для спортсмена – один из видов реабилитации. Я подумала: а ведь мне нравится делать массаж, я хочу заниматься этим профессионально. Но для этого необходимо было получить медицинское образование.
Наталья не была уверена, что всё получится. Пришлось много заниматься, но и этого было недостаточно. Чтобы успешно осваивать образовательную программу, был необходим тьютор – человек, который поможет, подскажет. В Курском медицинском колледже девушке очень помогла педагог Наталья Карельская. И успех пришёл! Наташа не только успевала учиться, но и продолжила заниматься спортом. Главные болельщики – мама, папа, старшая сестра Юлия и подруги по колледжу.
Впереди – X Международный чемпионат профессионального мастерства «Абилимпикс», и Наталья – в составе национальной сборной России. Преодолевать трудности и покорять вершины ей не впервой. Наталья Егоричева – неоднократный призёр чемпионатов Европы по дзюдо, победитель I Международного турнира по самбо среди инвалидов по слуху. Она стала первой выпускницей Курской школы-интерната, окончившей медицинский колледж. Сейчас здесь учится ещё одна выпускница этой школы – Яна Ахрамеева.
В ТЕМУ
Перевод – маленький спектакль
Профессия сурдопереводчика сродни профессии связного, считает Елена Мельникова. Елена Николаевна работает в политехническом колледже. На занятиях она находится рядом с педагогом, переводит материал на язык жестов.
– Самое главное – не передать всё досконально, а успеть уловить суть и интересно донести информацию, иногда это похоже на маленький спектакль, – говорит она. – Язык жестов очень красив. Вы видели жестовое пение? Красиво необыкновенно. Сама я не «пою», но могу помочь нашим девочкам сделать постановку.
Акцент на руки – один из базовых принципов сурдоперевода. Чтобы на уроке ничего не отвлекало, руки сурдопереводчика должны быть ухоженными, но без бросающегося в глаза маникюра и колец. Одежда предпочтительнее тёмных тонов – так, на контрасте, язык жестов более выразительный.
Для примера Елена Николаевна быстро складывает руки в замок. На языке жестов это означает «инклюзивное». Затем подносит большой палец ко лбу. Этот жест означает «наука».
– Язык жестов, как и любой другой, не стоит на месте. Появляются новые слова, – отмечает Елена Мельникова. – До работы в колледже я не знала многих профессиональных выражений, но учимся вместе, и в этом нам помогают словари.
Жестовому языку Елена нигде не училась специально, знания вынесла из семьи. Оба родителя – слабослышащие, но это не помешало им реализоваться в жизни. Много лет они проработали на «Счётмаше», отмечены наградами.
Специалистов по жестовому языку мало, а требуются они в разных сферах: на приёме у врача, на телевидении. Елена Мельникова считает, что её призвание – работа в колледже.
Попутно сурдопереводчики узнают много нового из того, чему учат здесь ребят. Например, Елена, помогая постигать азы мастерства будущим пекарям, и сама научилась прекрасно печь. Особенно любит баловать близких бисквитами, пончиками и пирогами. А во внеурочное время помогает своим подопечным – кому-то выполнить домашнее задание, с кем-то просто разговаривает по душам.
Вероника ТУТЕНКО
Фото из личного архива Елены МЕЛЬНИКОВОЙ
Дом культуры – место притяжения
Выпускники Курской школы-интерната учатся в различных учебных заведениях.
Но в основном поступают в политехнический колледж. Он является базовым учебным заведением нашего региона: именно здесь обеспечены доступная среда, комфортные условия для студентов с нарушениями слуха. Это результат совместной работы администрации колледжа, прежде всего директора Ольги Морозовой, и руководителей ВОГ, ВОИ, ВОС.
На лекциях и практических занятиях присутствует переводчик русского жестового языка. Если бы такие условия были созданы во всех образовательных учреждениях, у ребят было бы больше возможностей раскрыть свои таланты, выбрать профессию по душе.
Хороший пример организации условий для работы – служба такси. Благодаря специальным программам 20 курских водителей с нарушениями слуха смогли получить там работу.
– Работодатели очень довольны нашими ребятами, – говорит руководитель Курского регионального отделения Всероссийского общества глухих Александр Качергис. – Статистика показывает, что глухие водители более аккуратны, ответственны, отлично водят машину, правила дорожного движения соблюдают гораздо лучше, чем их слышащие коллеги. ВОГ делает всё, чтобы жизнь глухого человека была полной, насыщенной, чтобы права инвалидов не нарушались.
Вот уже несколько лет на базе ВОГ в ДК на улице Карла Либкнехта, 31, функционирует диспетчерский центр связи для глухих. Пять переводчиков РЖЯ практически в круглосуточном режиме отвечают на звонки по телефону 73-10-40. Во всех районах области установлены удалённые точки доступа. Люди с нарушениями слуха с помощью этих терминалов могут связаться с оператором. С начала открытия центра диспетчеры приняли более 25 тысяч звонков по различным направлениям, включая вопросы жизнеобеспечения.
В Курске ДК ВОГ давно уже стал реабилитационным центром. Есть условия для тренировок, тренажёрный зал: среди членов ВОГ – знаменитые спортсмены, чемпионы страны, призёры чемпионатов мира и Европы. В их числе – двукратный чемпион по маунтинбайку, участник Сурдлимпийских игр Алексей Божко, неоднократная чемпионка Сурдлимпийских игр по пляжному волейболу Елизавета Алексеева, чемпион России по теннису Дмитрий Долженков. Все они станут участниками Сурдлимпийских игр в Бразилии в мае будущего года. Максим Ворначёв, Павел Вендин, Максим Ярыгин, Наталья Егоричева, Светлана Крюкова, Андрей Иванов прославляют курский край в греко-римской и вольной борьбе.
Специалисты и переводчики русского жестового языка сопровождают инвалидов по слуху в социальные и медицинские учреждения, помогают отстоять их права в суде.
– Недавно произошёл вопиющий случай, – рассказывает Александр Качергис. – На одном из судебных заседаний в качестве обвиняемого выступал инвалид по слуху. Он попросил участников процесса снять защитные маски, чтобы он мог читать по губам. Суд не пошёл ему навстречу. Узнав об этом, наша организация приняла активное участие в восстановлении его законных прав, и областным судом дело было возвращено на пересмотр. Подобных случаев множество – это, например, кредиты в банке, когда и здоровый человек порой не может разобраться с условиями, а уж инвалид и подавно. Будьте внимательны, великодушны. Если вы столкнётесь с инвалидами по слуху, постарайтесь оказать им помощь и поддержку.
Елена ГАМОВА