Доступный спорт
История
паралимпийского
движения
Утверждаю
Министр просвещения
Российской Федерации
С.С.КРАВЦОВ
30 декабря 2022 г.
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ, С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ДО 2030 ГОДА
1. Общие положения.
Приоритетные направления развития образования обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) в Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Приоритетные направления) призваны определить комплекс первоочередных мер и последовательность действий федеральных, региональных и муниципальных органов власти в сфере образования, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, руководящих и педагогических работников, научных сотрудников, специалистов психолого-педагогического сопровождения, психолого-педагогической помощи в части построения системы качественного доступного преемственного образования обучающихся указанной категории с учетом их психофизических особенностей и образовательных потребностей, динамики социальных, экономических изменений на долгосрочный период.
К обучающимся целевой группы в рамках реализации Приоритетных направлений относятся обучающиеся с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллектуальными нарушениями, задержкой психического развития и другими нарушениями психофизического развития, определяющими их особые образовательные потребности и необходимость создания специальных условий для получения качественного доступного образования (от дошкольного до профессионального).
Приоритетные направления, основываясь на Конституции Российской Федерации, учитывают нормы Конвенции ООН о правах инвалидов.
Конституция Российской Федерации провозглашает право каждого на образование, гарантируя общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Приоритетные направления направлены на реализацию федеральных законов Российской Федерации, в том числе Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании), Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, а также иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Законом об образовании регламентировано создание необходимых специальных условий для получения без дискриминации качественного доступного образования обучающимися с инвалидностью, с ОВЗ на протяжении всей жизни, начиная с раннего возраста (оказание ранней коррекционной помощи), коррекции нарушений развития и социальной адаптации, до профессиональной самореализации как в рамках отдельных образовательных организаций, так и в инклюзивном формате.
Ответственность за получение детьми образования возлагается на их родителей (законных представителей), а создание необходимых для получения качественного доступного образования специальных условий - на органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования и организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с инвалидностью, с ОВЗ понимаются:
1) условия обучения, воспитания и развития, обеспечивающие адаптацию содержания образования и включающие в себя использование адаптированных образовательных программ и методов обучения и воспитания;
2) проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
3) обеспечение специальными учебниками, учебными пособиями и дидактическими материалами, специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования;
4) обеспечение предоставления услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь, услуг тьютора, сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;
5) обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ невозможно или затруднено.
Приоритетные направления разработаны с целью объединения усилий федеральных, региональных и муниципальных органов власти в сфере образования по реализации:
Межведомственного комплексного плана мероприятий по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования, детского отдыха, созданию специальных условий для обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья на долгосрочный период (до 2030 года), утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Голиковой Т.А. 22 декабря 2021 г. N 14056п-П8;
Межведомственного комплексного плана мероприятий по повышению доступности среднего профессионального и высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе профориентации и занятости указанных лиц, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Голиковой Т.А. 21 декабря 2021 г. N 14000п-П8;
Концепции развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2021 г. N 3711-р, и плана мероприятий по ее реализации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2022 г. N 2253-р;
Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2022 г. N 1688-р (в части подготовки педагогических кадров, способных к обучению и сопровождению обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью);
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р (в части реализации целей воспитания обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ), и плана мероприятий по ее реализации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. N 2945-Р;
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. N 678-р (в части реализации целей дополнительного образования обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ).
Анализ современного социально-экономического состояния системы образования обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, правоприменительной практики в субъектах Российской Федерации выявил комплекс проблем, требующих решения:
недостаточно развитая региональная сеть организаций, оказывающих раннюю коррекционную помощь детям, имеющим нарушения развития или риск их возникновения и их семьям, расположенных в шаговой доступности от мест проживания таких семей;
недостаточно развитая региональная сеть отдельных и инклюзивных образовательных организаций, расположенных в шаговой доступности от мест проживания семей, воспитывающих детей с инвалидностью, с ОВЗ и позволяющих реализовать право родителям (законным представителям) в выборе образовательной организации;
недостаточное построение преемственности между уровнями образования;
недостаточная готовность образовательных организаций к реализации инклюзивного образования (наличие проблем с обеспечением архитектурной доступности и материально-технического обеспечения, дефицит научно обоснованного программно-методического обеспечения, дефицит квалифицированных педагогических кадров);
отсутствие единых подходов к организации повышения квалификации и профессиональной переподготовки учителей-дефектологов, учителей-логопедов, тьюторов и специальных психологов;
несоответствие системы профессиональной ориентации потребностям обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ и рынка труда, а именно: неспецифичность профессиональной ориентации для каждой категории обучающихся с ОВЗ; отсутствие ее ориентированности на рынок труда конкретного региона, в котором проживает такой обучающийся;
отсутствие единой системы психолого-педагогического сопровождения на уровне получения обучающимися с инвалидностью, с ОВЗ профессионального образования;
низкая эффективность межведомственного и внутриведомственного взаимодействия органов власти и организаций субъекта (муниципального района, городского округа) в части обеспечения преемственного качественного доступного образования обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, направленного на переход к самостоятельной трудовой деятельности и закреплению на рабочем месте.
Приоритетные направления призваны консолидировать усилия государства и общества, направленные на снятие барьеров и ограничений для лиц с инвалидностью, с ОВЗ в различных социальных сферах, в первую очередь при получении образования, повышение их социального статуса посредством личной и профессиональной самореализации.
Приоритетные направления ориентированы на разработку и внедрение в российскую образовательную практику научно обоснованных подходов к обновлению образования обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ.
Реализация Приоритетных направлений предполагает такие изменения в системе образования Российской Федерации, которые обеспечат преемственность, доступность и высокое качество образования обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, широкие возможности для их социальной адаптации и интеграции, личностной и профессиональной самореализации, гражданского становления.
Цель Приоритетных направлений - повышение качества жизни лиц с инвалидностью, с ОВЗ через обеспечение им непрерывного и качественного образования.
Задачи Приоритетных направлений:
определить компоненты образовательной системы в части реализации права на получение качественного доступного преемственного образования лицами с инвалидностью, с ОВЗ, и обеспечить их обновление и совершенствование;
совершенствовать систему и модели подготовки педагогических кадров в сфере обучения и воспитания, психолого-педагогического сопровождения обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ;
сформировать социокультурную инфраструктуру, содействующую успешной социализации обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, интегрирующую возможности образовательных, культурных, спортивных, научных, познавательных, экскурсионно-туристических и других организаций;
обеспечить поддержку семьи как полноправного участника процесса образования обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ;
способствовать развитию инклюзивной среды в образовании, становлению инклюзивной культуры образовательного процесса;
развивать сеть отдельных образовательных организаций, выполняющих в том числе функции учебно-методических (ресурсных) центров, оказывающих методическую помощь педагогическим работникам общеобразовательных (инклюзивных) организаций, психолого-педагогическую помощь детям и их родителям;
развивать сеть отдельных профессиональных образовательных организаций - базовых профессиональных образовательных организаций и ресурсных учебно-методических центров среднего профессионального образования, обеспечивающих поддержку, методическое и экспертное сопровождение на региональном и межрегиональном уровнях инклюзивного среднего профессионального образования и профессионального обучения обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, включая подготовку педагогических кадров по компетенциям, необходимым для работы с обучающимися с инвалидностью, с ОВЗ.
2. Основные (приоритетные) направления развития системы образования обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ на период до 2030 года.
2.1. Для системы образования обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ.
Совершенствование деятельности психолого-медико-педагогических комиссий и психолого-педагогических консилиумов образовательных организаций по определению специальных условий образования обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, в том числе в возрасте от 18 лет (совершенствование и внедрение единого методического и диагностического инструментария, создание сети центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, психолого-медико-педагогических комиссий, определяющих специальные условия получения образования и сдачи государственной итоговой аттестации лицами с инвалидностью, с ОВЗ на основе единого подхода к организации и содержанию обследования для учета всех особых образовательных потребностей).
Разработка на основе актуальных научных данных о современной популяции обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, типологических вариантах их развития, их особых образовательных потребностях, необходимой им психолого-педагогической помощи; о современной семье ребенка с особыми образовательными потребностями или риском, программно-методического, учебно-дидактического и информационно-компьютерного обеспечения общего и профессионального образования обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса, системы подготовки квалифицированных кадров.
2.2. Для организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Обновление содержания и организации образовательного процесса, взаимодействия участников образовательных отношений (руководящих и педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей).
Реализация разнообразных организационных форм образования (в инклюзивных группах/классах, отдельных группах/классах, в ресурсных группах/классах и другое) через совершенствование психолого-педагогической, методической, диагностической и информационной помощи.
Создание архитектурных, материально-технических, информационных, программно-дидактических, кадровых, организационных образовательных условий в целях развития инклюзивного образования.
В целях сохранения и развития сети отдельных общеобразовательных организаций модернизация их инфраструктуры и содержания работы.
Дифференциация содержания программ образования обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ с учетом их персонифицированных образовательных потребностей для обеспечения индивидуального развития каждого обучающегося.
Разработка технологий, направленных на формирование и развитие универсальных учебных действий, базовых учебных действий у обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ.
Раскрытие жизненных компетенций в содержании образования обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, задач формирования конкретных представлений, умений и навыков в каждой области жизненной компетенции в соответствии с особыми образовательными потребностями каждого обучающегося.
Создание условий для развития исследовательской и творческой деятельности обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, в том числе организация и проведение олимпиад, учитывающих дифференцированные особые образовательные потребности разных категорий обучающихся.
Создание условий для внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс, учитывающих дифференцированные особые образовательные потребности разных категорий обучающихся.
Создание условий для внедрения новых современных методик и технологий профессиональной реабилитации в образовательных организациях для обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ.
2.3. Для педагогических работников.
Совершенствование и унификация системы подготовки и повышения квалификации специалистов, работающих с обучающимися с инвалидностью, с ОВЗ, на всей территории Российской Федерации.
Совершенствование системы распределения контрольных цифр приема по направлению подготовки "Специальное (дефектологическое) образование".
Разработка и внедрение системы супервизии студентов образовательных организаций высшего образования, реализующих образовательные программы бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки "Специальное (дефектологическое) образование", педагогических работников, работающих с обучающимися с инвалидностью, с ОВЗ, в части научно-методического сопровождения их деятельности при решении сложных, проблемных ситуаций образования и психолого-педагогической помощи указанным обучающимся.
Внедрение единых походов к определению численности и нормативов времени работы специалистов в образовательных организациях, работающих с обучающимися с инвалидностью, с ОВЗ.
2.4. Для обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ.
Обеспечение индивидуально-ориентированной психолого-педагогической и коррекционной помощи обучающимся с инвалидностью, с ОВЗ с учетом их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Использование возможностей цифровых информационных технологий при организации процесса образования обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ.
Создание преемственной качественной доступной образовательной вертикали для всех обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ как в инклюзивном формате организации образования, так и в системе отдельных групп/классов, образовательных организаций, максимально близко расположенных к месту проживания указанных обучающихся.
Содействие профессиональному самоопределению, приобщению обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ к различным видам профессиональной, социально значимой деятельности, создание условий для их социально-трудовой адаптации.
Разработка и реализация эффективных механизмов трудоустройства выпускников с инвалидностью, с ОВЗ, установление партнерских отношений с работодателями, общественными организациями, обществами инвалидов, некоммерческими организациями.
Развитие системы дополнительного образования обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ на всех ступенях и уровнях получения ими общего и профессионального образования, профессионального обучения.
Вовлечение обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ в конкурсные движения, в том числе по профессиональному мастерству.
Обеспечение занятий адаптивной физической культурой и адаптивными видами спорта, их спортивным дисциплинам лицами с инвалидностью, с ОВЗ всех нозологических групп и на всех уровнях образования.
2.5. Для родителей (законных представителей) и других членов семей обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ.
Разработка и внедрение педагогических и организационных условий включения родителей (законных представителей) и других членов семей обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ в реализацию программ коррекционно-развивающего обучения, психолого-педагогического сопровождения.
Реализация мероприятий по включению родителей (законных представителей) в процесс выстраивания профессиональной траектории обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ.
Реализация программ психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родителям (законным представителям) и другим членам семей обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ для формирования у них абилитационной компетентности.
Обеспечение вариативности форм организации ранней коррекционной помощи ребенку с особыми образовательными потребностями и риском их возникновения, психолого-педагогического сопровождения образования обучающегося с инвалидностью, с ОВЗ на всех уровнях его получения, носящих комплексный характер:
семейное воспитание со специальной консультативной психолого-педагогической помощью в условиях дома - в естественных ситуациях ухода и воспитания;
семейное воспитание с регулярной специальной консультативной психолого-педагогической помощью в условиях ближайшей к дому образовательной организации;
сочетание форм семейного и общественного воспитания.
4. Основные механизмы реализации Приоритетных направлений.
4.1. Правовые:
развитие и совершенствование федеральной, региональной и муниципальной нормативной правовой базы в сфере образования обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ в соответствии с государственной политикой Российской Федерации в сфере образования.
4.2. Организационно-управленческие:
разработка и утверждение субъектами Российской Федерации планов развития образования обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ;
обеспечение территориальной доступности качественного образования на всех уровнях его получения, психолого-педагогического сопровождения и коррекционной помощи для обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ и их семей;
формирование социокультурной инфраструктуры, содействующей успешной социализации обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ и объединяющей воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, научных, познавательных, экскурсионно-туристических и других организаций;
сохранение и развитие отдельных общеобразовательных организаций с приданием им статуса ресурсных центров для инклюзивного образования, расширение их функционала (готовность к работе с обучающимися не одной, а нескольких категорий обучающихся с ОВЗ, создание многопрофильных комплексов (от дошкольного до профессионального образования);
сохранение и развитие сети базовых профессиональных образовательных организаций и ресурсных учебно-методических центров в системе среднего профессионального образования, расширение их функционала в области профессиональной реабилитации обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ;
разработка и внедрение модели инклюзивной образовательной организации на всех уровнях образования (создание системы показателей, критериев и индикаторов, определяющих эффективность образования обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ в разных типах образовательных организаций при разных формах организации их образования);
создание вертикали непрерывного образования и комплексного сопровождения для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями, в которую входят ранняя коррекционная помощь в форме надомного визитирования, дошкольные и общеобразовательные организации, материально-техническая база, кадровые и архитектурные условия которых соответствуют особым образовательным потребностям и возможностям обучающихся этой категории, образовательные организации дополнительного образования, обеспечивающие включение ребенка (подростка, молодого человека юношеского возраста) с тяжелыми множественными нарушениями развития в коррекционно-развивающие, адаптивно-спортивные и досуговые мероприятия, коммуникацию;
создание условий для сетевой формы реализации образовательных программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность;
создание в рамках психологической службы в системе образования отдельного направления - отделения специальной психологической помощи обучающимся с инвалидностью, с ОВЗ, психологическое сопровождение всех участников образовательных отношений;
системное изучение и распространение лучшего педагогического опыта работы в области образования обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ разного возраста;
поддержка родительских и иных общественных объединений, способствующих созданию условий для обучения и воспитания, социальной адаптации и интеграции обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ в общество, формирование ответственного отношения родителей к воспитанию детей, повышение родительской социальной, коммуникативной, психологической и педагогической компетентности;
поддержка общественно-профессиональных организаций специалистов, работающих с обучающимися с инвалидностью, с ОВЗ, способствующих созданию условий для повышения качества их образования, социальной адаптации и интеграции, а также уровня подготовки кадров соответствующих специалистов.
4.3. Кадровые:
утверждение и введение в практику деятельности организаций высшего и дополнительного профессионального образования профессионального стандарта "Педагог-дефектолог";
перестройка системы профессиональной подготовки кадров, необходимой для решения масштабных задач Приоритетных направлений и выражающейся в существенном повышении уровня профессиональной компетентности и практической (технологической) подготовленности выпускников;
обеспечение подготовки и повышения квалификации специалистов, в том числе учителей адаптивной физической культуры, учителей-дефектологов, учителей-логопедов, тьюторов и специальных психологов, владеющих современными технологиями организации обучения, воспитания, развития обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ;
повышение престижа профессий учителя-дефектолога, учителя-логопеда, тьютора, специального психолога, воспитателя, учителя адаптивной физической культуры, создание атмосферы уважения к педагогическому труду, разработка мер по его поддержке;
разработка региональных комплексов мер по поддержке (социальной, экономической, методической, психологической) специалистов, в том числе молодых специалистов, работающих с обучающимися с инвалидностью, с ОВЗ;
разработка региональных планов мероприятий по развитию кадрового потенциала учителей-логопедов, учителей-дефектологов, в том числе посредством целевой реализации дополнительных профессиональных программ - программ профессиональной переподготовки педагогических работников по направлению Специальное (дефектологическое) образование.
4.4. Научно-методические:
организация научных исследований с целью уточнения представлений об актуальном характере особых образовательных потребностей, в том числе у обучающихся с комплексными нарушениями развития, и направлений реализации индивидуальных образовательных маршрутов;
проведение научных разработок в сфере программно-методического обеспечения образования обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ;
апробация и внедрение в образовательную практику эффективных технологий обучения, воспитания и социализации обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ;
организация и проведение регулярных мониторинговых исследований с целью анализа положения дел в сфере соблюдения права обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ на получение качественного доступного образования;
разработка научно-методического и учебно-дидактического обеспечения обучения обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
4.5. Финансово-экономические:
разработка методики и инструментария определения нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг по реализации основных адаптированных образовательных программ.
4.6. Информационные:
использование современных информационных и коммуникационных технологий, электронных информационно-методических ресурсов для обеспечения взаимодействия всех субъектов системы непрерывного образования обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ;
развитие сетевого взаимодействия образовательных и иных организаций в интересах образования обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
5. Основные индикаторы (целевые показатели) реализации.
К 2030 году целевое значение следующих показателей должно соответствовать 100% от актуальной на 2030 год потребности:
обеспечение педагогическими работниками (в том числе учителями-логопедами, учителями-дефектологами, педагогами-психологами, учителями (педагогами) адаптивной физической культуры, тьюторами) организаций, реализующих адаптированные образовательные программы;
обеспечение предоставления услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, услуг по сурдопереводу, тифлокомментированию, тифлосурдопереводу (с учетом индивидуальных особых образовательных потребностей обучающихся);
обеспечение доступа к образовательным ресурсам, в том числе цифровым, соответствующим особым образовательным потребностям различных категорий обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ (от дошкольного до высшего образования);
охват семей, воспитывающих детей группы высокого социального и биологического риска в возрасте до 3 лет услугами ранней коррекционной помощи;
охват семей, воспитывающих детей с инвалидностью, с ОВЗ, психолого-педагогическим сопровождением, навигацией и консультированием в сфере образования и психолого-педагогической помощи;
охват обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ образованием (общим, профессиональным, дополнительным) и психолого-педагогической помощью.
Источник: БД КонсультантПлюс