В помощь дефектологу - 2024. Ч. 1
Рекомендательный библиографический список «В помощь дефектологу» составлен по материалам профессиональных периодических изданий, поступивших в библиотеку в первом полугодии 2024 года.
Адресован профессионалам-дефектологам и обучающимся по данной специальности.
Копии этих статей можно получить по электронной почте, заказав через услугу на нашем сайте Электронная доставка документов.
Дефектология. Инклюзивное образование
1. Авакян, Т. В. Исследование связи уровня интеллектуального развития с показателями автономии у молодых людей с ментальными нарушениями, обучающихся первичным профессиональным навыкам по инклюзивной программе / Т. В. Авакян, И. С. Константинова // Аутизм и нарушения развития. – 2023. – № 3. – С. 27-36.
2. Алексеева, И. В. Опыт работы взаимодействия учителя-логопеда и учителя-дефектолога в группе для детей с ограниченными возможностями здоровья / И. В. Алексеева // Логопед в детском саду. – 2024. – № 1. – С. 33-36.
3. Бояринова, Л. М. Развитие графомоторных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья / Л. М. Бояринова // Логопед в детском саду. – 2024. – № 2. – С. 63-70.
4. Брушко, И. А. Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках русского языка / И. А. Брушко // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2024. – № 2. – С. 48-53.
5. Выродова, И. А. Модель повышения квалификации воспитателей младенческих групп дома ребенка / И. А. Выродова // Дефектология. – 2024. – № 1. – С. 44-55. – Младенцы с ОВЗ.
6. Головчиц, Л. А. Еще раз о терминологии: «сложные, комплексные, множественные, тяжелые множественные нарушения развития...» / Л. А. Головчиц // Дефектология. –2024. – № 1. – С. 3-11.
7. Головчиц, Л. А. Хрестоматия «Изучение, воспитание и обучение детей с комплексными нарушениями» (ХХ век) / Л. А. Головчиц // Дефектология. – 2023. – № 6. – С. 28-34.
8. Григорьева, В. Н. Познавательные формы взаимодействия педагога и родителей в процессе подготовки детей с ОВЗ к школе / В. Н. Григорьева // Дошкольная педагогика. – 2024. – № 5. – С. 33-34.
9. Гусейнова, А. А. Современные подходы к реализации предметной области «Технология» в условиях инклюзивного образования / А. А. Гусейнова, Е. А. Салтыкова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2024. – №1. – С. 12-21.
10. Гутенева, Н. В. Развитие познавательных способностей детей с особыми образовательными потребностями / Н. В. Гутенева, Н. А. Воронина-Горбачева, И. Ю. Быковская // Логопед в детском саду. – 2024. – № 2. – С. 19-23.
11. Зайцева, А. С. Детско-родительский университет физкультуры и здоровья / А. С. Зайцева, Т. А. Жукова, Д. А. Савватеева // Дошкольное воспитание. – 2024. – № 5. – С. 21-24.
12. Исаева, Т. Н. Формирование профессиональной культуры дефектолога в процессе подготовки к работе с детьми с расстройствами аутистического спектра / Т. Н. Исаева // Аутизм и нарушения развития. – 2023. – № 3. – С. 62-69.
13. Костылева, Е. Б. Создание условий для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду / Е. Б. Костылева // Логопед в детском саду. – 2024. – № 2. – С. 4-8.
14. Кузьмичева, Т. В. Взаимодействие родителей с педагогами в процессе мониторинга психосоциального развития детей с расстройствами аутистического спектра / Т. В. Кузьмичева, Ю. А. Афонькина // Аутизм и нарушения развития. – 2023. – №3. – С. 18-26.
15. Лисова, Т. С. Организация помощи семьям с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях бюджетного дошкольного образовательного учреждения / Т. С. Лисова // Логопед в детском саду. – 2024. – № 2. – С. 51-54.
16. Макарова, Е. М. Адаптирование материалов программы дополнительного общего образования по обучению программированию для старшеклассников с ограниченными возможностями здоровья (на примере программы «Моделирование игровых миров на Java. Script») / Е. М. Макарова, Д. А. Сальникова, Н. А. Кочетов // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2024. – № 1. – С. 48-59.
17. Назарова, И. М. Методы и приемы работы с неговорящим ребенком в детском саду / И. М. Назарова // Дошкольная педагогика. – 2024. – № 2. – С. 38-40.
18. Научные школы дефектологического факультета Московского педагогического государственного университета: имена, направления, перспективы (Часть 2) / А. А. Алмазова, Д. Е. Васильева, К. Б. Вовненко [и др.] // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2023. – № 8. – С. 62-74.
19. Недосейкина, Л. А. Развитие связной речи учеников с ограниченными возможностями здоровья / Л. А. Недосейкина, Т. В. Попова // Начальная школа. – 2023. – № 12. – С.65-66.
20. Никольская, О. С. О некоторых общих требованиях к определению особых образовательных потребностей (на примере детей с РАС) / О. С. Никольская // Дефектология. – 2024. – № 2. – С. 12-27.
21. Рубинская, Н. В. Организация службы ранней помощи детям с ОВЗ в ДОО / Н. В. Рубинская, В. А. Федюкова // Дошкольная педагогика. – 2024. – № 1. – С. 7-8.
22. Сарапулова, М. А. Содержание обучения школьников с тяжелыми множественными нарушениями развития / М. А. Сарапулова // Начальная школа. – 2023. – №12. – С.35-40.
23. Светлакова, О. Ю. Проблема отношения развивающихся подростков к инклюзивному оздоровлению / О. Ю. Светлакова // Аутизм и нарушения развития. – 2023. – № 3. – С. 48-53.
24. Соловьева, Т. А. К вопросу об оценке образовательных достижений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уровне основного общего образования / Т. А. Соловьева, А. Я. Абкович // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2023. – № 8. – С. 7-17.
25. Сорокина, Л. И. Познавательное развитие детей с ОВЗ посредством знакомства с традициями и праздниками русского народа / Л. И. Сорокина, С. В. Фролова // Дошкольная педагогика. – 2024. – № 1. – С. 37-38.
26. Сорокоумова, С. Н. Расширение профессиональных границ психолога и логопеда, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение младших школьников с задержкой психического развития в условиях инклюзивного обучения / С. Н. Сорокоумова, Е. Г. Азина // Дефектология. – 2023. – № 6. – С. 35-45.
27. Шишкина, О. Н. Взаимодействие детей в инклюзивном образовании / О. Н. Шишкина // Логопед в детском саду. –2024. – № 1. – С. 18-21.
28. Яковлева, Г. В. Проектирование адаптированной образовательной программы для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и ее реализация на основе электронного ресурса «Региональная модельная образовательная программа дошкольного образования» / Г. В. Яковлева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2023. – № 8. – С. 32-39.
Сурдопедагогика
1. Королева, Е. П. Адаптация детей с нарушением слуха / Е. П. Королева // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2024. – №1. – С. 78-86.
2. Красильникова, О. А. Сурдопедагогика как судьба: к 100-летию профессора А. Г. Зикеева / О. А. Красильникова, Г. Н. Пенин // Дефектология. – 2024. – № 2. – С. 3-11.
3. Набокова, Л. А. Обучение глухих детей языку в начальной школе Китая в сравнении с российской системой. Анализ нормативных документов / Л. А. Набокова, С. А. Шустова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2024. – № 2. – С. 30-36.
4. Николаева, Т. В. Возрастные и индивидуальные особенности развития детей младшего дошкольного возраста с нарушением слуха / Т. В. Николаева // Дефектология. – 2024. – № 1. – С. 12-23.
5. Николаева, Т. В. Потребности и ресурсы семьи, воспитывающей ребенка раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха: анализ материалов всероссийского опроса / Т. В. Николаева, М. М. Маркович // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2023. – № 8. –С. 40-50.
6. Трофимович, Т. Г. Национально-культурный компонент в развитии речи учащихся со слуховой депривацией / Т. Г. Трофимович, И. К. Русакович // Начальная школа. – 2024. –№ 1. – С. 67-69.
Тифлокомментирование
1. Болдинова, О. Г. Психолого-педагогическая диагностика развития компенсаторных способов действий у детей с нарушениями зрения / О. Г. Болдинова // Дефектология. – 2024. – №1. – С. 24-33.
2. Борисенко, Т. В. Конспект коррекционной образовательной деятельности по развитию зрительного восприятия и формированию сенсорных эталонов для детей с косоглазием и амблиопией «Знакомство с оранжевым цветом» / Т. В. Борисенко, И. Л. Тюрнина // Дошкольная педагогика. – 2024. – № 5. – С. 24-25.
3. Корниенко, Т. Ю. Трудности семьи, связанные с обучением и воспитанием ребенка с нарушением зрения: объем, содержание и динамика / Т. Ю. Корниенко, А. В. Павлова // Дефектология. – 2024. – № 1. – С. 56-67.
4. Кудрина, Т. П. Изучение поведения матерей и слепых детей с перинатальным поражением ЦНС первого-второго годов жизни в ситуациях общения / Т. П. Кудрина // Дефектология. – 2024. – № 2. – С. 28-40.
5. Тяпкина, А. С. Вклад В.И. Федотова в отечественную тифлотехнику / А. С. Тяпкина, В. З. Денискина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2024. – № 1. – С. 60-68.
6. Фомичева, Л. В. Концептуально-целевые основы предметно-содержательной направленности технологии «Здоровьесбережение обучающихся с нарушениями зрения» / Л. В. Фомичева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2024. – № 1. – С. 30-46.
Олигофренопедагогика
1. Авакян, Т. В. Исследование связи уровня интеллектуального развития с показателями автономии у молодых людей с ментальными нарушениями, обучающихся первичным профессиональным навыкам по инклюзивной программе / Т. В. Авакян, И. С. Константинова // Аутизм и нарушения развития. – 2023. – № 3. – С. 27-36.
2. Асанова, Н. «Поверь в себя!» / Н. Асанова // Библиотека. – 2024. – № 1. – С. 38-43. – Компьютерные знания для детей с ментальными нарушениями в библиотеке.
3. Воронцова, А. С. Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста с УО / А. С. Воронцова // Дошкольная педагогика. – 2024. – № 4. – С. 50-52.
4. Выродова, И. А. Обучение школьников с умеренной умственной отсталостью в детских школах искусств: проблемы и перспективы / И. А. Выродова, М. Б. Патралова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2024. – № 1. – С. 69-77.
5. Гвоздева, А. Ю. Преемственность направлений профильного труда выпускников с интеллектуальными нарушениями и их выбор будущих профессий / А. Ю. Гвоздева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2024. – № 2. – С. 46-52.
6. Закрепина, А. В. Особые образовательные потребности детей с интеллектуальными нарушениями: понятие, функциональная роль и содержание / А. В. Закрепина, Е. А. Стребелева, Т. Ю. Бутусова // Дефектология. – 2023. – № 6. – С. 14-27.
7. Ижбулдина, М. В. Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями по теме «Игрушки» / М. В. Ижбулдина // Дошкольная педагогика. – 2023. – № 10. – С. 22-24.
8. Ларина, Е. А. Специфические письменные ошибки у учащихся с нарушением интеллекта / Е. А. Ларина, П. Е. Кириленко // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2024. – № 1. – С. 42-50.
9. Одинокова, Г. Ю. Об умении матери поддерживать инициативность ребенка раннего возраста с синдромом Дауна в их общении / Г. Ю. Одинокова // Дефектология. – 2023. – № 6. – С. 46-56.
10. Проектирование программно-методического обеспечения образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями по профилю трудовой подготовки «Оператор профессиональной уборки (клининг)» / И. Н. Пичугина, Т. М. Захарова, Е. И. Ломакина, С. В. Соловьева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2024. –№ 2. – С. 53-66.
11. Скира, Е. В. Базовые учебные действия: технология формирования / Е. В. Скира // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2024. – № 2. – С. 11-15. – Обучающиеся с умственной отсталостью.
12. Скира, Е. В. Состояние умений учащихся третьего класса с легкой умственной отсталостью решать составные арифметические задачи / Е. В. Скира // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2024. – № 1. – С. 37-41.
13. Степанищева, Н. И. Роль цифровых технологий и дистанционной формы обучения в коррекционно-развивающей работе с детьми тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР / Н. И. Степанищева, И. Е. Полякова, О. В. Пищулина // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2024. – № 1. – С. 95-98.
14. Стребелева, Е. А. Ретроспектива исследований в дошкольном воспитании детей с интеллектуальными нарушениями / Е. А. Стребелева // Дефектология. – 2023. –№ 6. – С. 3-13.
15. Тимофеева, М. Н. Практика использования сенсорных дидактических игр для развития общей и мелкой моторики у детей с интеллектуальными нарушениями / М. Н. Тимофеева, А. Г. Айдабекова, Ю. Ю. Грамотнева // Дошкольная педагогика. – 2024. – № 5. – С. 54-58.
16. Фатихова, Л. Ф. Способности к безопасному поведению и качества личности безопасного типа поведения подростков с сохранным и нарушенным интеллектом / Л. Ф. Фатихова // Дефектология. – 2024. – № 1. – С. 34-43.
17. Хвастунова, Е. П. Применение дидактических игр на занятиях по развитию изобразительной деятельности для дошкольников с нарушением интеллекта / Е. П. Хвастунова, Я. С. Демиденко // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2024. – № 1. – С. 87-94.
18. Чумакова, И. В. Формирование количественных представлений у дошкольников с интеллектуальными нарушениями с использованием сюжетно-дидактических игр / И. В. Чумакова // Дошкольное воспитание. – 2024. – № 1. – С. 13-17.
19. Шаповалова, О. Е. Изучение эмоционального интеллекта умственно отсталых школьников / О. Е. Шаповалова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2024. – № 2. – С. 4-10.
Логопедия
1. Александрова, А. Ю. Авторская игровая логопедическая методика «Веселые запоминалки» / А. Ю. Александрова // Дошкольная педагогика. – 2024. – № 1. – С. 50-52.
2. Алексеева, И. В. Опыт работы взаимодействия учителя-логопеда и учителя-дефектолога в группе для детей с ограниченными возможностями здоровья / И. В. Алексеева // Логопед в детском саду. – 2024. – № 1. – С. 33-36.
3. Бабина, Г. В. Оценка умений семантизации слов у младших школьников с нарушениями речи / Г. В. Бабина, Ю. В. Комарова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2024. – № 2. – С. 15-29.
4. Баканова, Ю. А. Развитие творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в ДОУ / Ю. А. Баканова, Е. А. Иванова // Дошкольная педагогика. – 2024. – № 2. С. 29-31.
5. Баронова, В. В. Методическая разработка «Ох, уж эта Муха, Муха-Цокотуха!» Практические материалы по познавательно-речевому развитию дошкольников 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи и без речевых проблем на материале сказки К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха» / В. В. Баронова // Логопед в детском саду. – 2024. – № 2. – С. 86-100.
6. Бояринова, Л. М. Развитие графомоторных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья / Л. М. Бояринова // Логопед в детском саду. – 2024. – № 2. – С. 63-70.
7. Буслова, Н. С. Развитие речи дошкольников средствами мнемотехники / Н. С. Буслова, Е. Е. Усова // Дошкольное воспитание. – 2024. – № 4. – С. 24-27.
8. Викторова, М. В. Использование набора «Дары Фребеля» в развитии речи детей с ослабленными возможностями здоровья / М. В. Викторова // Логопед в детском саду. – 2024. – № 1. – С. 37-43.
9. Власенко, Е. Н. Физкультурные паузы в содержании логопедических занятий / Е. Н. Власенко, О. А. Гладкая // Логопед в детском саду. – 2024. – № 1. – С. 54-59.
10. Горенкова, О. Г. Сформированность навыка смыслового чтения и работы с текстом у обучающихся 2-4 классов, реализующих адаптированную основную образовательную программу начального общего образования / О. Г. Горенкова / Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2024. – № 2. – С. 81-93. – Дети с ТНР.
11. Гранцева, Н. Н. Коррекция нарушений фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня на материале дидактических игр / Н. Н. Гранцева // Логопед в детском саду. - 2024. - N 1. - С. 44-47.
12. Гришакова, У. А. Конспект коррекционно-развивающей деятельности в подготовительной группе «Путешествие с малышом Ботли. Звук [ш] и буква Ш» / У. А. Гришакова, Н. А. Костякова, С. Ю. Коршикова // Дошкольная педагогика. – 2023. – № 10. – С. 38-41
13. Драганчук, В. А. Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи «Путешествие на морское дно»/ В. А. Драганчук // Логопед в детском саду. – 2024. – № 3. – С. 62-66.
14. Дуда, Н. Г. Применение нейропсихологических приемов в коррекции тяжелых нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста / Н. Г. Дуда // Дошкольная педагогика. – 2024. – № 3. – С. 44-47.
15. Едокова, О. В. Коррекционно-развивающее занятие с использованием цветотерапии с детьми старшей группы комбинированной направленности «Путешествие в желтую страну» / О. В. Едокова, И. Е. Шишкина, Е. Ю. Вахрина // Логопед в детском саду. – 2024. – № 1. – С. 91-99.
16. Елисеенко, Н. А. Игровое пособие «Волшебный круг» / Н. А. Елисеенко // Дошкольное воспитание. – 2024. – № 5. – С. 53-54. – Речевое развитие старших дошкольников.
17. Закоморная, О. П. Специфика применения нейроупражнений учителем-логопедом в коррекции звукопроизношения у детей с ЗПР / О. П. Закоморная // Дошкольная педагогика. – 2024. – № 5. – С. 38-39.
18. Золотухина, А. В. Изучение навыков дифференциации грамматических форм слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / А. В. Золотухина // Логопед в детском саду. – 2024. – № 3. – С. 14-20.
19. Иваненко, Н. И. Педагогическая мастерская. Использование игрового пособия «Фиолетовый лес» в логопедической практике / Н. И. Иваненко // Логопед в детском саду. – 2024. – № 3. – С. 48-52. – Дети с ОНР.
20. Иванова, Э. Б. Конспект логоритмического занятия для детей 3-4 лет с ТНР «По лесной тропинке» / Э. Б. Иванова, Д. А. Громова // Дошкольная педагогика. – 2024. – № 4. – С. 42-46.
21. Иванькина, О. С. Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений (старшая группа). Тема занятия: «Дом и его части» / О. С. Иванькина // Логопед в детском саду. – 2024. – №1. – С. 71-75.
22. Калмыкова, А. С. Использование мнемотехники в коррекционной работе по формированию навыков составления описательного рассказа у старших дошкольников с системным недоразвитием речи / А. С. Калмыкова, О. С. Орлова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2024. – № 2. – С. 24-32.
23. Калмыкова, А. С. Использование мнемотехники в коррекционной работе по формированию навыков составления описательного рассказа у старших дошкольников с системным недоразвитием речи / А. С. Калмыкова // Логопед в детском саду. – 2024. – № 3. – С. 4-13.
24. Канашина, Е. Д. Игры для развития межполушарного взаимодействия в логопедической практике / Е. Д. Канашина // Дошкольная педагогика. – 2024. – № 4. – С. 48-49.
25. Кириллова, Ю. А. Здоровьесберегающие технологии, используемые в работе инструктором по физической культуре с детьми с ТНР в группах компенсирующей направленности ДОО / Ю. А. Кириллова // Дошкольная педагогика. – 2024. – № 3. – С. 37-41.
26. Козырева, О. В. Формирование фонематического слуха – залог успешной автоматизации звуков / О. В. Козырева // Логопед в детском саду. – 2024. – № 2. – С. 37-40.
27. Комарова, О. В. Актуальные формы работы логопеда и воспитателя с семьями, воспитывающими детей с речевыми нарушениями / О. В. Комарова, Т. С. Терентьева // Логопед в детском саду. – 2024. – № 1. – С. 22-27.
28. Крикленко, О. В. Квест-игра «Здравствуй, ситцевое лето!» для детей старшего дошкольного возраста с ТНР с участием родителей / О. В. Крикленко // Дошкольная педагогика. – 2024. – № 5. – С. 29.
29. Ларина, Е. А. Специфические письменные ошибки у учащихся с нарушением интеллекта / Е. А. Ларина, П. Е. Кириленко // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2024. – № 1. – С. 42-50.
30. Макарова, В. П. Духовно-нравственное воспитание детей с тяжелыми нарушениями речи на логопедических занятиях / В. П. Макарова // Логопед в детском саду. –2024. – № 3. – С. 21-25.
31. Макарова, В. П. Использование малых фольклорных жанров в логопедической работе как средство речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи / В. П. Макарова, Н. А. Макухина // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2024. – № 2. – С. 44-47.
32. Мельникова, Е. А. Развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста с ТНР (ОНР) через использование современных технологий / Е. А. Мельникова // Дошкольная педагогика. – 2024. – № 5. – С. 50-52.
33. Наумова, И. А. Преемственность ДОУ и школы по реализации ФГОС ДО у детей с ТНР / И. А. Наумова // Дошкольная педагогика. – 2024. – №4. – С. 47.
34. Несова, Е. Д. Приемы профилактики оптической дислексии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Е. Д. Несова, Д. И. Федоренко // Логопед в детском саду. – 2024. – № 2. – С. 9-13.
35. Новикова, О. В. Нетрадиционное оборудование в обучении грамоте детей с ОНР / О. В. Новикова // Дошкольная педагогика. – 2024. – № 3. – С. 54-55.
36. Павлова, Н. В. Методы и приемы коррекции и развития речи обучающихся с особыми образовательными потребностями / Н. В. Павлова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2024. – № 2. – С.70-74.
37. Перепич, Н. О. Пальчиковые игры по лексическим темам / Н. О. Перепич // Логопед в детском саду. – 2024. – № 2. – С. 75-81. – Дети с ТНР.
38. Пингина, И. В. Русская народная сказка – источник развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня / И. В. Пингина // Логопед в детском саду. – 2024. – № 1. – С.48-53.
39. Почивалина, И. Ю. Профессиональные конкурсы как средство повышения компетентности учителя-логопеда / И. Ю. Почивалина // Дошкольная педагогика. – 2024. – № 5. – С. 48-50.
40. Проектирование программно-методического обеспечения образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями по профилю трудовой подготовки «Оператор профессиональной уборки (клининг)» / И. Н. Пичугина, Т. М. Захарова, Е. И. Ломакина, С. В. Соловьева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2024. – № 2. – С. 53-66.
41. Растворцева, Е. Ю. Развитие речи у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи посредством использования игр на основе содержания национально-культурных традиций / Е. Ю. Растворцева, Т. Н. Рашина, Э. Е. Бочарова // Логопед в детском саду. – 2024. – № 2. – С. 41-45.
42. Репникова, Д. А. Формирование фонематического восприятия посредством игровой деятельности у детей с общим недоразвитием речи / Д. А. Репникова // Логопед в детском саду. – 2024. – № 2. – С. 32-36.
43. Романова, Т. А. Образовательная ситуация как компонент развития навыков звукового анализа у детей с тяжелыми нарушениями речи / Т. А. Романова, Н. А. Бондаренко // Логопед в детском саду. – 2024. – № 3. – С. 33-40.
44. Рудева, И. В. «Дары Фребеля», как средство развития речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / И. В. Рудева, Я. С. Киреенко // Логопед в детском саду. – 2024. – № 1. – С. 60-63.
45. Савинова, А. В. Проект «Забавные игрушки» для детей средней группы с ОВЗ (ТНР) / А. В. Савинова, Е. И. Ермохина, И. Ю. Саломатова // Дошкольная педагогика. – 2024. – № 5. – С. 17-23.
46. Савушкина, Е. Н. Конспект логопедического развлечения с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности по теме «В поисках ветерка-озорника» / Е. Н. Савушкина, Л. А. Кононенко, И. И. Битюкова // Логопед в детском саду. – 2024. – № 1. – С. 64-70.
47. Салтанова, Л. Г. Аудиовизуальные тренировки «Томатис» как метод коррекции когнитивных и речевых нарушений / Л. Г. Салтанова // Дошкольная педагогика. – 2024. – № 1. – С. 34-36.
48. Саляева, С. А. Логопедическая работа по коррекции звукопроизношения у дошкольников с дизартрией / С. А. Саляева, Е. В. Ходжаева // Логопед в детском саду. – 2024. – № 2. – С. 54-56.
49. Серебренникова, С. Ю. Проблемные вопросы организации логопедической работы с первоклассниками / С. Ю. Серебренникова, И. О. Соколова // Начальная школа. – 2024. – № 3. – С. 18-23.
50. Событийный подход к организации коррекционно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР / Н. А. Десятова, Н. Д. Зайченко, С. А. Калиниченко [и др.] // Дошкольная педагогика. – 2024. – № 4. – С. 32-35.
51. Степанищева, Н. И. Роль цифровых технологий и дистанционной формы обучения в коррекционно-развивающей работе с детьми тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР / Н. И. Степанищева, И. Е. Полякова, О. В. Пищулина // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2024. – №1. – С. 95-98.
52. Тажитдинова, Ю. В. «Веселый синквейн» в логопедической практике для детей 5-6 лет / Ю. В. Тажитдинова // Логопед в детском саду. – 2024. –№2. – С. 46-50.
53. Тайкова, Н. В. Наглядно-игровые технологии в условиях реализации системно-деятельностного подхода как эффективная форма коррекции звукопроизношения у дошкольников / Н. В. Тайкова // Дошкольная педагогика. – 2024. – № 5. – С. 30-32.
54. Тимофеева, М. Н. Практика использования сенсорных дидактических игр для развития общей и мелкой моторики у детей с интеллектуальными нарушениями / М. Н. Тимофеева, А. Г. Айдабекова, Ю. Ю. Грамотнева // Дошкольная педагогика. – 2024. – № 5. – С. 54-58.
55. Толмачева, Т. Ю. Конспект логопедического занятия для детей с ТНР 5-6 лет «Звук и буква Ж» / Т. Ю. Толмачева // Логопед в детском саду. – 2024. – № 3. – С. 67-72.
56. Хлебович, Ю. В. Методические рекомендации по использованию различных упражнений для развития мелкой моторики на логопедических занятиях / Ю. В. Хлебович // Дошкольная педагогика. – 2024. – № 3. – С. 50-53.
57. Худяева, П. М. Логоритмика как эффективная технология в развитии речи детей с тяжелыми нарушениями речи в группе компенсирующей направленности / П. М. Худяева // Логопед в детском саду. – 2024. – № 3. – С. 41-47.
58. Чигридова, Н. В. Кинезиология как форма комплексного подхода по устранению и коррекции речевых дефектов у дошкольников с ТНР / Н. В. Чигридова, С. Ю. Круглова, Н. В. Зинченко // Дошкольная педагогика. – 2024. – № 2. – С. 26-29.
59. Шабалина, Н. Н. Игры для развития ручного праксиса в логопедической работе с детьми с ОНР / Н. Н. Шабалина, Ю. Л. Тряпицина, Ю. В. Лебедева // Дошкольная педагогика. – 2024. – № 3. – С. 48-50.
60. Шабалина, Н. Н. Приемы мозжечковой стимуляции в логопедической работе / Н. Н. Шабалина // Дошкольная педагогика. – 2024. – № 4. – С. 38-41.
61. Шарапова, Е. В. Пособие для автоматизации и дифференциации звуков на уровне связной речи у детей с ОНР, обусловленным дизартрией, посредством сторителлинга / Е. В. Шарапова // Дошкольная педагогика. – 2023. – № 10. – С. 36-38.
62. Шипилова, А. В. Сравнительное изучение словаря антонимов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития / А. В. Шипилова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2024. – № 2. – С. 63-69.
63. Шишанова, Л. Ю. Сценарий образовательной деятельности по теме «Происшествие на ковровой полянке» / Л. Ю. Шишанова // Логопед в детском саду. –2024. – № 3. – С. 53-61. – Для детей с ОНР.
64. Шульцева, О. К. Особенности развития вербальных средств общения у младших дошкольников с общим недоразвитием речи / О. К. Шульцева // Логопед в детском саду. – 2024. – № 1. – С. 4-8.
65. Яркина, Е. Н. «Кубики и столбики» / Е. Н. Яркина // Дошкольное воспитание. – 2024. – № 3. – С. 53-56. – Дидактическое пособие для детей 4-8 лет с ТНР.
Аутизм
1. Архипова, О. В. Развитие коммуникативных навыков детей с РАС / О. В. Архипова, М. Ю. Жиличкина // Дошкольная педагогика. – 2024. – № 5. – С. 41-43.
2. Большаков, Н. В. Формирование базовых представлений о коммуникации и способах передачи информации у подростков и молодых взрослых с РАС в рамках музейной программы «Скрыто? Открыто!» / Н. В. Большаков, Ю. А. Понкратова // Аутизм и нарушения развития. – 2023. – № 4. – С. 61-70.
3. Быстрова, Ю. А. Исследование компетенции морально-этической ответственности у молодых людей с РАС на этапе их профессиональной подготовки, включающей тьюторское сопровождение / Ю. А. Быстрова, А. Н. Бражникова, И. В. Карпенкова // Аутизм и нарушения развития. – 2023. – №4. – С. 52-60.
4. Влияние организации игровой среды на успешность коммуникации в группе детей с РАС / Д. В. Боголюбова-Кузнецова, Ю. И. Каздым, О. В. Караневская, Е. О. Харламова // Аутизм и нарушения развития. – 2023. – № 4. – С. 43-51.
5. Гращенкова, Н. С. Особенности обучения детей с расстройствами аутистического спектра устному счету в пределах первого десятка / Н. С. Гращенкова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2023. – № 8. – С. 19-29.
6. Духанина, О. С. Применение метода видеомоделирования при формировании социальных навыков у ребенка с РАС / О. С. Духанина // Аутизм и нарушения развития. – 2023. – № 3. – С. 54-61.
7. Исаева, Т. Н. Формирование профессиональной культуры дефектолога в процессе подготовки к работе с детьми с расстройствами аутистического спектра / Т. Н. Исаева // Аутизм и нарушения развития. – 2023. – № 3. –С. 62-69.
8. Исследование эффективности консультационной технологии «Кашенкин луг» по сопровождению семей, воспитывающих детей с РАС / Д. С. Переверзева, С. Н. Панцырь, Е. Ю. Давыдова, А. В. Виневская // Аутизм и нарушения развития. – 2023. – № 4. – С. 3-14.
9. Корнев, А. Н. Диагноз или метафора: метаморфозы концепции раннего детского аутизма в психиатрии и клинической психологии. Обзор / А. Н. Корнев // Аутизм и нарушения развития. – 2023. – № 4. – С. 34-42.
10. Кузьмичева, Т. В. Взаимодействие родителей с педагогами в процессе мониторинга психосоциального развития детей с расстройствами аутистического спектра / Т. В. Кузьмичева, Ю. А. Афонькина // Аутизм и нарушения развития. – 2023. – № 3. – С. 18-26.
11. Никольская, О. С. О некоторых общих требованиях к определению особых образовательных потребностей (на примере детей с РАС) / О. С. Никольская // Дефектология. – 2024. – № 2. – С. 12-27.
12. Проблема оценки эффективности программ физического развития детей с РАС. Пример реализации программы интенсивных двигательных занятий «Аут Фитнес» / М. В. Соловьева, Д. В. Давыдов, А. А. Мовчан, Дж. Чжан // Аутизм и нарушения развития. – 2023. – № 4. – С. 15-25.
13. Романовский, Н. В. Анализ доказательной базы эффективности моделей ранней помощи: DIRFLoortime и ESDM. Часть 1. Модель DIRFLoortime / Н. В. Романовский // Аутизм и нарушения развития. – 2023. – № 4. – С. 26-33.
14. Руднева, Е. А. Отсутствие ответа в нейроразнообразном взаимодействии: анализ случаев из инклюзивной мастерской / Е. А. Руднева // Аутизм и нарушения развития. – 2023. – № 3. – С. 37-47.
15. Соколова, Н. Н. Дети с РАС / Н. Н. Соколова // Дошкольная педагогика. – 2024. – № 1. – С. 39-40.
16. Хаустов, А. В. Тенденции включения детей с РАС в систему общего образования: результаты Всероссийского мониторинга / А. В. Хаустов, М. А. Шумских // Аутизм и нарушения развития. – 2023. – № 3. – С. 5-17.
Задержка психического развития (ЗПР)
1. Ашихин, Д. О. Особенности общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития / Д. О. Ашихин // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2024. – № 2. – С. 54-62.
2. Витман, Ю. А. Педагогические условия развития пространственной ориентировки детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в ходе кинезиологических упражнений / Ю. А. Витман, Н. А. Бондаренко // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2024. – № 2. – С. 75-80.
3. Закоморная, О. П. Специфика применения нейроупражнений учителем-логопедом в коррекции звукопроизношения у детей с ЗПР / О. П. Закоморная // Дошкольная педагогика. – 2024. – № 5. – С. 38-39.
4. Ильина, С. Ю. Особенности пространственных представлений детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития / С. Ю. Ильина, А. Зарин, Ю. В. Нефедова // Дефектология. – 2024. – № 1. – С. 68-76.
5. Кретнева, Е. В. Формирование графомоторных навыков у детей с ЗПР с учетом рекомендаций ФАОП / Е. В. Кретнева, И. Г. Сытенко // Дошкольная педагогика. – 2024. – № 3. – С. 42-43.
6. Лапп, Е. А. Навигационная карта как инструмент проектирования содержания подготовки дефектологов для работы с детьми с задержкой психического развития / Е. А. Лапп // Дефектология. – 2023. – № 6. – С. 57-66.
7. Микляева, Н. В. Развитие социального интеллекта у детей с задержкой психического развития: формирование установок на взаимодействие и обучение способам ориентировки в социальных явлениях / Н. В. Микляева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2024. – № 1. – С. 7-19.
8. Романова, О. В. Коррекционная работа по развитию внимания у детей с ЗПР / О. В. Романова, Ю. Н. Павкина // Дошкольная педагогика. – 2024. – № 2. – С. 32-35.
9. Сорокоумова, С. Н. Расширение профессиональных границ психолога и логопеда, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение младших школьников с задержкой психического развития в условиях инклюзивного обучения / С. Н. Сорокоумова, Е. Г. Азина // Дефектология. – 2023. – № 6. – С. 35-45.
10. Шипилова, А. В. Сравнительное изучение словаря антонимов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития / А. В. Шипилова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2024. – № 2. – С. 63-69.
11. Шувалова, В. А. Квест-игра для детей с ЗПР «Путешествие в сказку «Под грибом» / В. А. Шувалова // Дошкольная педагогика. – 2024. – № 5. – С. 27-28.
Другие специальные педагогики
1. Ветрова, М. А. Результаты апробирования авторского диагностического инструмента для обследования социально-коммуникативной сферы детей 8-12 лет с тяжелыми множественными нарушениями развития / М. А. Ветрова // Дефектология. – 2024. – № 2. – С. 52-65.
2. Головчиц, Л. А. Еще раз о терминологии: «сложные, комплексные, множественные, тяжелые множественные нарушения развития...» / Л. А. Головчиц // Дефектология. – 2024. – № 1. – С. 3-11.
3. Особенности профориентации с лицами с тяжелыми и множественными нарушениями развития / Джафар-заде Дарья Авсаф-кызы, А. М. Теплякова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2024. – №1. – С. 22-26.
4. Парамонова, Г. В. Диагностика и коррекция сенсорного развития детей с двигательной церебральной патологией / Г. В. Парамонова, Е. А. Полосухина // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2024. – № 1. – С. 51-59.
5. Сарапулова, М. А. Содержание обучения школьников с тяжелыми множественными нарушениями развития / М. А. Сарапулова // Начальная школа. – 2023. – № 12. – С.35-40.
6. Степанищева, Н. И. Роль цифровых технологий и дистанционной формы обучения в коррекционно-развивающей работе с детьми тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР / Н. И. Степанищева, И. Е. Полякова, О. В. Пищулина // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2024. – №1.– С. 95-98.
Психология отдельных видов деятельности. Арттерапия
1. Абрамушкина, А. А. Балансборд «Доска Бильгоу» и комплект «Успех Макси» для мозжечковой стимуляции в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья / А. А. Абрамушкина // Логопед в детском саду. – 2024. – № 2. – С. 71-74.
2. Александрова, А. Ю. Авторская игровая логопедическая методика «Веселые запоминалки» / А. Ю. Александрова // Дошкольная педагогика. – 2024. – № 1. – С. 50-52.
3. Багно, О. Н. Детская йога как пример использования нетрадиционных методов в ДОУ / О. Н. Багно, Е. Г. Ершова, О. Н. Фортанова // Дошкольная педагогика. – 2024. – № 4. – С. 44-46.
4. Баронова, В. В. Методическая разработка «Ох, уж эта Муха, Муха-Цокотуха!» Практические материалы по познавательно-речевому развитию дошкольников 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи и без речевых проблем на материале сказки К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха» / В. В. Баронова // Логопед в детском саду. – 2024. – № 2. – С. 86-100.
5. Бутова, Ю. В. Досуг для детей дошкольного возраста с использованием подвижных игр «Снег-снежок, белая вся улица» / Ю. В. Бутова // Дошкольная педагогика. – 2023. – № 10. – С. 31-34. – Для больных и ослабленных детей.
6. Виталина, О. С. Метод мозжечковой стимуляции в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста / О. С. Виталина // Дошкольная педагогика. – 2024. – № 1. – С. 31-33.
7. Выродова, И. А. Обучение школьников с умеренной умственной отсталостью в детских школах искусств: проблемы и перспективы / И. А. Выродова, М. Б. Патралова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2024. – № 1. – С. 69-77.
8. Голубчикова, А. В. Опыт реализации модели психолого-педагогической экспертизы игровой продукции для детей с ограниченными возможностями здоровья / А. В. Голубчикова // Дефектология. – 2024. – № 2. – С. 66-77.
9. Егорова, З. Р. Нейропсихологическое исследование дошкольников с разным уровнем эмоционального интеллекта, имеющих нарушения речи / З. Р. Егорова, Л. В. Артищева // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2024. – № 1. – С. 60-77.
10. Животова, И. Ю. Развитие мелкой моторики через творчество у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья / И. Ю. Животова // Логопед в детском саду. – 2024. – № 2. – С. 14-18.
11. Иваненко, Н. И. Педагогическая мастерская. Использование игрового пособия «Фиолетовый лес» в логопедической практике / Н. И. Иваненко // Логопед в детском саду. – 2024. – № 3. – С. 48-52. – Дети с ОНР.
12. Калинина, С. В. О работе психолого-медико-педагогической комиссии / С. В. Калинина // Логопед в детском саду. – 2024. – № 3. – С. 26-32.
13. Пингина, И. В. Русская народная сказка - источник развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня / И. В. Пингина // Логопед в детском саду. – 2024. – № 1. – С.48-53.
14. Репникова, Д. А. Формирование фонематического восприятия посредством игровой деятельности у детей с общим недоразвитием речи / Д. А. Репникова // Логопед в детском саду. – 2024. – № 2. – С. 32-36.
15. Рожкова, Л. А. Особенности функционального состояния центральной нервной системы как нейробиологическая основа когнитивных нарушений у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья / Л. А. Рожкова, А. В. Голубчикова, С. Б. Лазуренко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2024. – № 2. – С. 67-79.
16. Салтанова, Л. Г. Аудиовизуальные тренировки «Томатис» как метод коррекции когнитивных и речевых нарушений / Л. Г. Салтанова // Дошкольная педагогика. – 2024. – № 1. – С. 34-36.
17. Семенова, О. Н. Закономерности развития нервной системы и становление высших психических функций / О. Н. Семенова // Дошкольное воспитание. – 2024. – № 5. – С. 13-17.
18. Тимофеева, М. Н. Практика использования сенсорных дидактических игр для развития общей и мелкой моторики у детей с интеллектуальными нарушениями / М. Н. Тимофеева, А. Г. Айдабекова, Ю. Ю. Грамотнева // Дошкольная педагогика. – 2024. – № 5. – С. 54-58.
19. Шабалина, Н. Н. Игры для развития ручного праксиса в логопедической работе с детьми с ОНР / Н. Н. Шабалина, Ю. Л. Тряпицина, Ю. В. Лебедева // Дошкольная педагогика. – 2024. – № 3. – С. 48-50.
20. Шишанова, Л. Ю. Сценарий образовательной деятельности по теме «Происшествие на ковровой полянке» / Л. Ю. Шишанова // Логопед в детском саду. – 2024. – № 3. – С. 53-61. – Для детей с ОНР.
532
Похожие статьи:
Оценка пользователей: